Как учить неизведанному. Четыре арт-резиденции на Южном Урале

Можно ли ставить оценки за искусство, чем художественные вузы России отличаются от немецких, где заколосится новый арт Челябинска… Подводим итоги программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале в Челябинской области. Уральская индустриальная биеннале современного искусства — огромный фестиваль, родом из Екатеринбурга. За годы жизни, а первая выставка состоялась в 2010-м, биеннале сильно разрослась, не один десяток городов

Можно ли ставить оценки за искусство, чем художественные вузы России отличаются от немецких, где заколосится новый арт Челябинска… Подводим итоги программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале в Челябинской области.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — огромный фестиваль, родом из Екатеринбурга. За годы жизни, а первая выставка состоялась в 2010-м, биеннале сильно разрослась, не один десяток городов Большого Урала принимал работы современных художников со всего мира.

Челябинская область в минувшем году впервые стала полноценной принимающей стороной проектов биеннале, события прошли в Челябинске, Сатке, Кыштыме и поселке Сокол (Снежинский городской округ). Это оказалось возможным благодаря поддержке руководства региона — благодаря гранту губернатора Челябинской области на развитие гражданского общества (предоставлен Фондом поддержки гражданских инициатив Челябинской области).

Мурал «Рекультивация» Андрея Оленева, автор фото Анна Марченкова

Перечисленные города Южного Урала приняли участие в программе арт-резиденций. Суть практики арт-резиденций: инициативная группа, заинтересованная в развитии своего «места» (под «местом» можно понимать целый город, а можно предприятие или, например, историческое здание), приглашает к себе художника (как правило, иногороднего или зарубежного), обеспечивает ему глубокое и всестороннее знакомство со своим «местом», и в итоге художник создает произведение, связанное с этим самым «местом».

Всего в рамках шестой Уральской индустриальной биеннале арт-резиденций было девять. На самом деле инициативные группы не обращались к художникам напрямую, они формулировали свои намерения в заявке, которую направляли команде арт-резиденций, и уже эта команда разыскивала подходящих художников, налаживала с ними коммуникации и обеспечивала смысловое единство с общей биеннальной концепцией. Руководителем и куратором программы арт-резиденций в этот раз работал Владимир Селезнев, продюсером — Анна Акимова.

Предлагаем читателю серию статей, посвященных четырем арт-резиденциям, прошедшим в городах Челябинской области весной, летом и осенью 2021 года.

Скульптура «Дразнилка» Ивана Горшкова, фото Анна Марченкова

Контур событий

— Мы увидели, что сегодня в Челябинске назревает волна новой художественной активности. Это, кстати, отличает Челябинск от Екатеринбурга, где в сфере современного искусства сейчас стадия зрелости. Челябинску хотелось притянуть к себе опытных партнеров, единомышленников постарше, чтобы раскрутить эти новые начинания, — рассказывает Анна Акимова.

— Я подумал, что [в такой ситуации] было бы правильно устроить что-то типа мастер-класса, — добавляет Владимир Селезнев.

Открытие DAKS, Наиль Фаттахов

Важную роль в подготовке сыграл коллекционер и меценат Виктор Новичков. Сам уроженец Челябинска, Новичков собрал крупную коллекцию южноуральской живописи ХХ века. Команде арт-резиденций он помог с организационными вопросами и поддержал финансово.

— Мне очень понравилась биеннале 2019 года, это было событие мирового масштаба. Вот только участие Челябинской области в ней было весьма незначительным, а города Челябинска не было вообще. Такое положение вещей мне показалось несколько обидным, — рассказывает Виктор Новичков. — И когда мы в очередной раз разговаривали с Владимиром Селезневым о планах на биеннале 2021 года, то решили, что надо бы наконец включить Челябинск в контур этого события. У Володи родилась задумка сделать эдакий мастер-класс, но поначалу команде арт-резиденций не было понятно, на кого бы они могли опереться в городе, чтоб эту задумку реализовать. А я давно поддерживаю дружеские отношения с Челябинским институтом культуры (ЧГИК), я связался с ректором — профессором Владимиром Яковлевичем Рушаниным, рассказал, и он откликнулся на наше предложение с большим энтузиазмом.

Немцы на две недели

Кого пригласить в роль преподавателя-наставника? Организация полноценных образовательных мероприятий — занятие недешевое. К тому же для студентов оно должно быть бесплатным, это было решено сразу. Помогло удачное совпадение.

— И тут мы вспомнили, что сейчас идет Год Германии в России. А у меня как раз есть друзья-немцы, которые уже как-то раз делали эдакий обучающий перформанс. Мы написали заявку в «Гёте-институт» и получили поддержку: нам помогли привезти немцев в Россию, — рассказывает Владимир Селезнев.

Проект художников Детлефа Шлагхека и Леонида Харламова

Таким образом, в мае 2021 года на базе ЧГИК на две недели открылась «Немецкая академия искусства в Челябинске» (Deutsche Akademie der Künste in Chelyabinsk, DAKC). Ее вели художники из Германии Детлеф Шлагхек и Леонид Харламов. Чтобы набрать учеников, объявили опен-колл, отобрали двадцать участников.

— [Среди них] были люди с очень разным бэкграундом. Были студенты художественных и нехудожественных вузов, был один стрит-артист, один фотограф, и даже одна домохозяйка с подрастающими детьми, — вспоминает Владимир Селезнев.
Большинство студентов были родом из Челябинска, однако не все: дальше всех пропутешествовала участница из Петербурга.

— Вообще, это довольно серьезный вопрос — как учить современному искусству и можно ли вообще ему научить, — рассуждает Леонид Харламов. — Мы [с Детлефом Шлагхеком] оба изучали искусство в вузах в Германии. Кстати, там методика обучения очень сильно отличается от той, как преподают в России. Мы отучились по шесть лет, но этот вопрос — как вообще можно обучать искусству — для нас так и остался нерешенным. Ведь учить можно тому, что уже знаешь сам, что можешь точно определить. А с искусством, на мой взгляд, дела обстоят по-другому. Тем более с современным искусством. И потом, возникает вопрос: если ты находишься в академии, значит, тебе ставят оценку, но как вообще можно оценивать искусство? Нашим перформансом мы совместно со студентами исследовали эту проблематику.

— [Харламов и Шлагхек] это необычные для нас художники, с необычным мировоззрением. У них были совсем другие подходы к преподаванию, было интересно сравнить их с нашими, — рассказывает Наталья Скрипина, профессор ЧГИК. — Мы предоставили аудитории для проведения лекционных занятий, для мастер-классов, ребята работали в наших мастерских. Во время занятий, а программа, кстати, была интенсивная, студенты говорили намного больше, чем преподаватели. И это всегда была будто бы защита со стороны ребят — защита своего взгляда на современное искусство, на искусство вообще, на тот или иной аспект своего творчества.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

Финал в «Клоповнике»

Завершилась «Академия» двумя событиями. Одно — ироничный перформанс: участники собрались у заброшенного Челябинского элеватора (здание — яркий представитель модернизма начала ХХ века, признано объектом культурного наследия регионального значения, но сейчас пребывает в плачевном полуразрушенном состоянии), объявили его Челябинским центром современного искусства и провели трагикомическую церемонию открытия этого воображаемого центра.

Второе событие — итоговая выставка «дипломных работ» учеников в полуподпольном выставочном пространстве «Клоповник».

— Финал нашего мастер-класса был похож одновременно на прощальный костер в пионерлагере и на эдакое совместное таинство. Он прошел в «Клоповнике»: это новое место, оно, по-моему, очень живое, отлично подходящее для неформального общения, лучше, чем классические институции типа ЧГИК. Лично меня это очень вдохновило. [Команде арт-резиденций] хотелось бы видеть себя эдаким триггером, который запустил самоподдерживающиеся процессы [в художественной жизни города], — рассказывает Владимир Селезнев.

DAKS, автор фото Наиль Фаттахов

Заметим, однако, и Виктор Новичков, и Наталья Скрипина, несмотря на успех DAKC, о будущей динамике челябинского современного искусства отзываются осторожно и даже со скепсисом. Селезнев же резюмировал так:

—Если из этих двадцати «выпускников» хотя бы трое останутся в сфере современного искусства, считаю, это уже будет большой победой.

Источник: up74.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости Челябинска сегодня