Победа в Великой Отечественной войне стала возможна благодаря двум слагаемым — успехам Красной Армии на фронтах и напряженному труду в глубоком тылу. Челябинская область была важнейшим звеном в мобилизационной экономике СССР.
Строительство Челябинского металлургического завода в годы Великой Отечественной войны — это пример мобилизации государства и общества, в этой истории отразились принятые в СССР практики планирования, управления и отношения к человеку. Сегодня комбинат — флагман отечественной металлургии, частное предприятие, но создавалось оно невероятными усилиями мобилизованных на трудовой фронт русских, немцев, таджиков, казахов, узбеков, киргизов, туркменов, заключенных и военнопленных. Этому посвящена новая книга челябинского историка Бориса Шмырова «Нам нет преград, или Мы за ценой не постоим?! (советские трудмобилизованные немцы на строительстве ЧМЗ)».
Борис Шмыров много лет работает в российских архивах, в том числе и челябинском, исследует различные аспекты истории Великой Отечественной войны. Его кандидатская диссертация была посвящена трудмобилизованным Средне-Азиатского военного округа на
стройках и промышленных предприятиях Южного Урала в 1942-1945 гг., другие книги историка — о концлагере Аушвиц и судьбах советских военнопленных, об организаторах производства и руководителях Вениамине Дымшице, Исааке Зальцмане, Александре Комаровском, Михаиле Царевском.
Бакальский завод
Появление ЧМЗ было связано «с решением партии и правительства» о создании единого металлургического комплекса с использованием уральской железной руды и сибирского каменного угля — знаменитого «завода на колесах» Урало-Кузбасс. Еще 1930 году постановлением ЦК ВКП(б) намечалось построить Бакальский завод. Его название произошло от южноуральского Бакальского месторождения железных руд, а само предприятие планировалось построить на Першинской площадке в десяти километрах от Челябинска.
Работы на строительной площадке шли медленно, то затухали, то возобновлялись, пока в декабре 1941 года возведение завода не было передано в ведение НКВД. Начальником строительства был назначен бригадинженер Александр Комаровский, до этого участвовавший в строительстве оборонительных сооружений под Сталинградом. К этому времени на площадку прибыли эшелоны с эвакуированным оборудованием металлургических заводов из Запорожья, Липецка, Электростали, Сталинграда и других городов. На захваченной немцами территории СССР осталось 60 доменных и свыше 200 мартеновских печей, 150 прокатных и 14 трубопрокатных станов, 204 коксовые батареи. Требовалось в короткие сроки компенсировать потери за счет расширения существующего производства и строительства новых металлургических предприятий на Урале.
Карточка трудмобилизованного Готлиба Айзверта. 1942 г.
Поначалу основной рабочей силой на возведении завода были заключенные, однако с февраля 1942 года на стройку начинают прибывать трудмобилизованные советские немцы, до этого депортированные из Поволжья в Среднюю Азию и Сибирь (всего около 1,2 млн человек). В условиях массового призыва в армию нехватка рабочих рук стала важной проблемой для тыла. Именно поэтому в январе-феврале 1942 года на трудовой фронт были призваны более 100 тысяч советских немцев (мужчин), затем в октябре — 86 тысяч женщин, а также 300 тысяч человек из советских республик Центральной Азии.
В 1942 году на строительство металлургического завода в Челябинске прибыло около 27 тысяч трудмобилизованных немцев. Объединенным государственным архивом Челябинской области на основе картотеки треста «Челябметаллургстрой» составлена база данных, которая включает имена 32 тысяч человек, это не только немцы, но и финны, русские и советские граждане других национальностей, работавшие на строительстве завода. Из размещенной на сайте архива базы данных можно узнать имена, год и место рождения трудмобилизованного, последнее место его жительства, место и дату мобилизации, дату и причину выбытия.
Премиальное блюдо
Борис Шмыров особо останавливается на повседневной жизни «спецконтингента», как в документах назвали трудмобилизованных. Немцев селили в лагерных участках под охраной, для них вводились нормы довольствия, принятые в строительных организациях НКВД (как для заключенных ГУЛАГа). Питание за колючей проволокой превратилось в систему стимулирования рабочих, причем при выполнении плана трудмобилизованные могли получить лишь 2000 калорий, а перевыполнение с «премиальным блюдом» давало почти 3000 калорий при минимальной норме 3200 калорий. Таким образом, историк пришел к выводу, что рабочий, занятый на строительстве металлургического завода в Челябинске, был обречен на медленную голодную смерть.
Вход в лагерь 1943 г.
К нарушителям трудовой и производственной дисциплины применялись принятые в системе ГУЛАГа меры: арест, заключение в карцер при уменьшении суточной нормы довольствия, лишение свободы, расстрел. По неполным данным, за дезертирство высшей мере наказания подверглось 349 трудмобилизованных немцев, а на 10 и 15 лет заключения осуждено около 900 человек.
Строительство дорог, рытье котлованов под будущие цеха — все это достигалось тяжелым ручным трудом. Один из бывших трудмобилизованных вспоминал: «Одни прорубали просеку в березняке, другие корчевали пни, третьи выбрасывали из кюветов начинавшую оттаивать скользкую землю, поднимая профиль будущей дороги, четвертые разгружали с телег и автомашин песок и камень, чтобы начать укладывать мостовую. Лучшей бригаде вручалась «ценная» премия: каждому из ее членов перепадало по 50 граммов хлеба и небольшой дольке копченой колбасы».
Цена Победы
Борис Шмыров стремится исправить ошибки, прочно утвердившиеся в историографии. Так, например, обращает внимание на искажения, допущенные Александром Комаровским в своих мемуарах. Также доказывает, что части 5-й саперной армии не участвовали в возведении ЧМЗ. Поднимает важный вопрос цены Победы. Широко известна печальная цифра: 27 млн человек военнослужащих и гражданского населения — потери СССР в Великой Отечественной войне. Однако никто не считал потери тыла, где от недостаточного питания, тяжелых условий труда, нехватки теплых вещей умирали тысячи человек. Борис Шмыров, анализируя архивные документы, подсчитал, что в 1942-1945 гг. на строительстве Челябинского металлургического завода умерли 9928 человек (трудмобилизованные различных национальностей и заключенные).
Доменный цех ЧМЗ, построенный в годы Великой Отечественной войны, 1944 г.
19 апреля 1943 года на ЧМЗ был получен первый металл, вскоре 19 июня на стане «800» прокатан первый слиток стали, 30 апреля 1944 года выдана первая плавка чугуна, 2 августа того же года получена первая тонна кокса. К концу 1944 года ЧМЗ стал предприятием полного металлургического цикла. В его состав входили две коксовые батареи, две доменные печи, пять электросталеплавильных печей, два прокатных стана, ТЭЦ. За годы войны построены и вступили в строй 18 цехов. В конце войны в каждом пятом снаряде, третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь.
Источник: up74.ru