Сторона конфликта. По каким причинам ребенка могут отчислить из школы

Среди обращений, поступающих южноуральскому детскому омбудсмену, 20 % связаны с конфликтами в образовательных учреждениях. Столкновение интересов в учебных организациях (как между учениками, так и между родителями) явление достаточно распространенное. К примеру, 20 % от общего количества обращений, поступающих в аппарат детского омбудсмена, связаны именно с конфликтами в образовательных учреждениях. Но может ли он зайти так

Среди обращений, поступающих южноуральскому детскому омбудсмену, 20 % связаны с конфликтами в образовательных учреждениях.

Столкновение интересов в учебных организациях (как между учениками, так и между родителями) явление достаточно распространенное. К примеру, 20 % от общего количества обращений, поступающих в аппарат детского омбудсмена, связаны именно с конфликтами в образовательных учреждениях. Но может ли он зайти так далеко, что встанет вопрос об отчислении ребенка из образовательного учреждения? Такие ситуации хоть и нечасто, но бывают. Начальник отдела по обеспечению деятельности аппарата уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Игорь Майоров приводит в пример недавний случай:

«К нам обратились родители ребенка, посещавшего частное образовательное учреждение дополнительного образования, где он проходил подготовку к школе. Между детьми произошел конфликт, в него также включились родители. Руководитель организации принял решение отчислить сразу двоих детей. Имел ли он право это делать? Этот вопрос непростой, до сих пор он не закрыт, потому мы вынесли его на «Правовую экспертизу», — рассказывает Игорь Майоров.

В проект «Правовая экспертиза» входят юристы и сотрудники аппарата, представители южноуральских вузов. Таких экспертов привлекают в сложных и спорных случаях, которые не могут быть решены в рамках компетенций уполномоченного по правам ребенка Челябинской области. Приведенный пример как раз относится к этой категории.

«Это очень неоднозначная ситуация с точки зрения закона, потому что конфликт произошел среди родителей, но ответственность понесли несовершеннолетние дети, — дополняет адвокат Коллегии адвокатов Челябинской области Денис Смирнов. — Образовательное учреждение тоже четко не обозначило свою позицию, нарушения не запротоколированы».

Заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова поясняет: согласно действующему законодательству, учеников, не достигших возраста 15 лет, учреждение не имеет права отчислять. При этом неважно, частное оно или государственное и какие программы внедряет.

«Закон об образовании говорит, что отчислить учащегося можно только по двум причинам: по инициативе обучающихся или родителей (при этом органы местного самоуправления держат этот вопрос на контроле) либо по инициативе организации. В последнем случае возможны три варианта. Первый — это дисциплинарные взыскания к учащимся, достигших возраста 15 лет, по согласованию с родителями и комиссией по делам несовершеннолетних. При этом образовательная организация должна доказать, что ученик действительно нарушил нормы закона. Второй случай — это невыполнение обязательств учащимся профессиональной образовательной программы. И третий — это нарушения порядка приема в организацию по вине поступающего», — пояснила Елена Коузова.

Профессор кафедры конституционного и муниципального права ЮУрГУ Замфира Танаева добавляет, что отчислить учащегося за множественные дисциплинарные нарушения можно только в том случае, если он нарушает права других детей. При этом в федеральном законодательстве есть некоторые пробелы. Например, вот как там трактуются поводы для отчисления: «Если иные меры педагогического воздействия не дали результатов».

«Это оценочное понятие, оно недопустимо, и из-за этого возникает много споров. Нужна тщательная экспертиза, должны быть четко прописаны правила внутреннего распорядка учреждения», — подчеркнула Замфира Танаева.

Если ребенка просят забрать из того или иного образовательного учреждения, то родителям, чтобы этого не допустить, нужно руководствоваться несколькими правилами.

«Во-первых, необходимо тщательно изучить договор при поступлении в образовательное учреждение и сразу прояснить все спорные случаи, — перечисляет Елена Коузова. — Во-вторых, при возникновении проблемы необходимо лично обратиться к воспитателю, классному руководителю, директору. Кроме того, в каждой школе есть комиссия по урегулированию споров. Если эти люди не помогли, то нужно обращаться в центры медиации, органы управления образования».

По словам Елены Коузовой, самый крайний случай — обращение в суд. Он, как правило, встает на сторону ребенка.

Источник: up74.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости Челябинска сегодня