Бывший прокурор России развенчал мифы о путче 91-го года

Была ли попытка государственного переворота способом сохранить Советский Союз. Как повлияла попытка путча на будущее России и был ли шанс на сохранение СССР? Это и стало темой прошедшей в медиахолдинге «Гранада Пресс» онлайн-пресс-конференции с бывшим первым генеральным прокурором России, автором книги «ГКЧП: следствием установлено» Валентином Степанковым. Он расследовал это дело, материалы которого и сегодня недоступны

Была ли попытка государственного переворота способом сохранить Советский Союз.

Как повлияла попытка путча на будущее России и был ли шанс на сохранение СССР? Это и стало темой прошедшей в медиахолдинге «Гранада Пресс» онлайн-пресс-конференции с бывшим первым генеральным прокурором России, автором книги «ГКЧП: следствием установлено» Валентином Степанковым. Он расследовал это дело, материалы которого и сегодня недоступны для журналистов. Закрытость информации, а также политическая ангажированность тех событий привели к тому, что за 30 лет история путча обросла мифами, развенчать которые цель книги Валентина Степанкова.

Развенчание мифов

— В конце прошлого года вышло очередное издание этой книги, приуроченное к 30-летию этих событий, — сообщил ее автор. — Впервые она была издана еще в 1992 году огромным 150-тысячным тиражом, а сегодня она стала библиографической редкостью. Мы доработали книгу, ушли от сиюминутных политических оценок. Спонтанные, честолюбивые поступки гэкачепистов ни к чему хорошему не привели. На мой взгляд, трагические события августа 1991 года, допущенные тогда ошибки ускорили распад СССР, и их последствия сказываются и сегодня.

По словам Валентина Степанкова, за 30 лет те события вызвали множество мифов, слухов и домыслов. Во многом это вызвано тем, что все 140 томов уголовного дела засекречены до сих пор. Книга бывшего генпрокурора, основанная на свидетельских показаниях, материалах следствия, пожалуй, единственный объективный источник исследования путча ГКЧП. Сами его участники не раз писали о нем в своих мемуарах, но очень субъективно, пытаясь обелить себя. Многие уже ушли из жизни, в том числе и.о. президента СССР Геннадий Янаев.

— Первый миф — это существующее в общественном сознании представление, что якобы путчисты действовали из благих побуждений, пытались не допустить распада СССР, — говорит Валентин Степанков. — Это заблуждение: у них не было продуманного плана действий, и заботились они не о стране и людях, а о сохранении своих постов, действовали из карьеристских побуждений. Другой миф — что Горбачев был соучастником ГКЧП и даже руководил им из крымского Фароса, где его изолировали. Мы по минутам восстановили те события и установили, что изоляция была не показушной, а намеренной. Еще один миф — что нужно было действовать решительнее, силовыми методами, а эти люди не хотели кровопролития. Все же по их приказу в Москву ввели войска, но «Альфа» отказалась захватывать Белый дом.

С другой стороны, гэкачеписты оказались не готовы к массовому протесту: тысячи москвичей вышли на улицы, строили баррикады. Поэтому тогдашний председатель КГБ Владимир Крючков вернулся от Белого дома в подавленном состоянии, а министр обороны Дмитрий Язов в итоге дал команду вывести войска из столицы. Ничем не подтвержден и миф о том, что участники заговора «с открытым забралом» противостояли Михаилу Горбачеву, его робкой попытке подписания нового союзного договора, что привело бы к смене партийно-государственных элит.

«Подстегнули» развал страны?

— Поняв, что проиграли, заговорщики, «толкаясь локтями», бросились к самолету и прилетели в Фарос просить прощения у Горбачева, но это не помогло, — добавил Валентин Степанков. — Мартовский референдум 1991 года содержал противоречивый вопрос: поддерживаете ли вы обновленный Советский Союз? Причем из 15 республик 6 в нем не участвовали. Сегодня представители самых разных поколений россиян спрашивают, был ли шанс на сохранение СССР, и не находят ответа. На мой взгляд, к распаду страны привела социально-экономическая ситуация, ошибки Горбачева, а ГКЧП лишь подтолкнул этот процесс. «Люди Жириновского» и левые на нас давили, требовали освободить обвиняемых. Мы расследовали это дело не с политических, а с правовых позиций, причем всего за четыре месяца, а обвиняемые еще девять месяцев знакомились с его материалами. Когда его рассматривали в суде в 1993 году, СССР уже не было, а по Верховному совету били танки.

По мнению Валентина Степанкова, судья, генерал-полковник Анатолий Уколов симпатизировал обвиняемым и должен был взять самоотвод. А вместо этого засекретил дело, что дало повод для слухов и кривотолков. Затем в 1994 году их, как и «сидельцев» Белого дома, амнистировали.

По мнению автора, распад СССР ускорили и попытки силовых методов наведения порядка в столицах национальных республик — Тбилиси, Вильнюсе. Местные власти проявили нерешительность, кто-то притаился, выжидал, а «жесткая линия» харизматичного лидера РФ Бориса Ельцина обернулась сговором в Беловежской пуще и распадом великой страны.

— Эта трагедия во многом «вызрела» из предшествующих событий, и нерешительность, слабость Горбачева, как и гэкачепистов, завела разваливающуюся страну в тупик, — подытожил Валентин Степанков. — Если бы политики знали, что их ждут не дебаты на ТВ, а камеры, думаю, многое было бы по-другому. У путчистов не было программы действий, видения политической ситуации и будущего страны. Они вовсе не пытались ее сохранить, как заявляли, а радели о том, чтобы не потерять свои должности и привилегии.

А в итоге мы потеряли великую страну и расхлебываем эту кашу и сегодня. Попытки возродить союзное объединение, пусть и в новом качестве, вселяют надежду.

Источник: up74.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости Челябинска сегодня