Южный Урал постепенно набирает все большую популярность среди отечественных туристов, но развитие этой отрасли в регионе сдерживает дефицит современных загородных отелей.
Челябинскую область в 2021 году посетили 3,62 млн туристов, по результатам 2022-го экономический блок региона ожидает более высоких показателей. А к 2035 году, согласно концепии развития внутреннего и въездного туризма в Челябинской области на 2020-2025 годы, поток туристов приблизится к отметке 4,2 млн.
Об этом в ходе пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс» сообщил заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук. Рост статистики, по его словам, достигнут благодаря интенсивной работе местных туроператоров и правительства региона.
«Очень сложно переоценить важность развития внутреннего туризма. Мы смотрим на эту отрасль как на индустрию, ровно с теми же законами и приоритетами, которые действуют в других сферах бизнеса. Поэтому и инвестиционную привлекательность в отношении туризма нужно точно так же прокачивать. В последнее время мы в этом направлении серьезно продвинулись», — отметил Ковальчук.
Оставайтесь с нами
Южный Урал обладает массой возможностей для увеличения туристического трафика, и регион заинтересован в том, чтобы сменить акценты в восприятии туристов относительно имиджа региона. «Челябинская область в первую очередь ассоциируется с заводами, и это здорово с точки зрения экономики. Но с точки зрения туристов здесь еще нужно поработать. И сделать так, чтобы людям было интересно приезжать сюда, оставаться здесь и тратить больше денег», — отмечает Егор Ковальчук.
Челябинская область вошла в топ-15 регионов Национального туристического рейтинга, что косвенно подтверждает правильность региональной стратегии развития отрасли. Южный Урал в этом рейтинге занял 14-е место, опередив Свердловскую и Тюменскую области, Калининград, Карелию, Бурятию, Камчатку и т.д. Этот расклад, как и результаты многих других социологических исследований, можно подвергнуть сомнениям, но, по словам Ковальчука, в продвижение той же Карелии или Камчатки как туристических регионов вкладывается куда больше средств.
«Информационный поток, который на федеральном уровне поддерживается, несравним с Челябинском. Это еще раз подтверждает, что наши возможности достаточно сильны и было бы неправильно ими не пользоваться», — говорит он.
Свой номер
Что касается «прокачки» инвестклимата, то большую роль в этом играет господдержка бизнеса. В числе наиболее серьезных мер замминистра экономического развития области Андрей Минченко называет льготы по НДС для гостиниц, а также долгосрочное льготное кредитование новых проектов в гостиничной сфере по ставке от 3 до 10 % годовых, когда размер кредита может варьироваться от 100 млн до 70 млрд рублей.
В Челябинской области реализуется три больших инвестпроекта при участии корпорации «Туризм.РФ»: модернизация оздоровительного курорта «Сапфир Урала», термальный комплекс на территории горнолыжного курорта «Солнечная долина», а также ГЛК «Аджигардак», который планируют сделать всесезонным. Ранее эти проекты оценивалась в 14,5 млрд рублей, сроки реализации — до 2025 года. Инвесторы анонсируют строительство 1 тыс. новых гостиничных номеров, что хотя бы отчасти компенсирует общий дефицит номерного фонда в регионе. Гостиничный фонд в Челябинской области насчитывает без малого 19 тыс. номеров, но современных мест в загородных отелях не более 3-4 тыс., отмечает Андрей Минченко со ссылкой на данные Росстата. «Поэтому мы видим одной из своих задач более масштабное развитие собственного гостиничного фонда: загородных гостиниц, отелей рекреационного назначения, санитарно-курортного и так далее», — говорит он.
С 2021 года в регионе действует и такая мера поддержки больших проектов в гостиничной сфере, как предоставление в аренду земельных участков без торгов, на основании решения совета по улучшению инвестклимата при губернаторе Челябинской области.
«Кроме того, сейчас формируется четыре вида грантовой поддержки с федерального уровня, которые, думаю, впоследствии будут дополнены и на региональном. Пока мы направили заявки от региона на получение грантов по всем четырем. В том числе на создание модульных некапитальных отелей, то есть речь идет опять же о расширении номерного фонда, только за счет более гибких решений», — добавил Андрей Минченко.
Кроме отдыха
Развитие промышленного туризма тормозит закрытость предприятий, но и в этом отношении уже есть заметные подвижки, отмечает замдиректора по развитию туризма Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ирина Чиркова. Так, южноуральская концепция развития промтуризма по решению Агентства стратегических инициатив была признана лучшей в России. «Это тоже наше достояние, которое позволяет разнообразить турпродукт и различные маршруты новыми эмоциями. И наши предприятия начинают открываться», — сказала она.
Среди перспективных направлений Чиркова отмечает гастрономический туризм, развитие которого на Южном Урале пока еще находится в зачаточном состоянии, но у него есть все шансы. «Сейчас туризм все больше воспринимается как индустрия впечатлений. И любому туристу помимо красивых локаций и отдыха хочется что-то интересное попробовать, увезти с собой, может, в качестве подарка. Это может заинтересовать потенциальных инвесторов. Мы со своей стороны готовы разрабатывать различные гастрономические мастер-классы, дегустации, экскурсии и так далее», — отмечает эксперт.
Деньги в туризм
В Челябинске 18-19 мая пройдет инвестиционный форум SUIF’22, главной повесткой которого станут инвестиции в туризм. В первый день планируется подписание ряда соглашений о сотрудничестве, проведение биржи контактов, нетворкинг, В2В переговоры. А 19 мая будет проходить Road show — экскурсии по туристическим местам и промышленным предприятиям. Участники форума отправятся на горнолыжный курорт «Солнечная долина», побывают на автозаводе «Урал», на озере Тургояк, поднимутся на Черную скалу и т.д.
Участие в форуме бесплатное, зарегистрироваться можно здесь.
Источник: up74.ru