Многие эксперты говорят о том, что в век интернет-технологий очень тяжело увлечь школьника предметом, ведь почти любой вопрос он может задать «о’кей, Гуглу». В этом случае учитель перестает быть единственным источником информации, а становится, скорее, проводником в мир знаний. Чтобы заинтересовать нынешнее поколение, поколение визуалов, педагоги используют в работе новые приемы и фишки. Мы попросили рассказать известных учителей, как изменились их уроки в современном мире.
В виртуальный мир
Кабинет учителя истории и обществознания школы № 7 Оксаны Саратовкиной, одной из победительниц Всероссийского конкурса «Учитель будущего-2021», укомплектован оборудованием по полной. На стене красуется экран огромного смарт-компьютера, это современный атрибут, без которого теперь не обходится ни один урок.
«Мы, учителя, учитываем потребности современных детей и их особенности восприятия. Поэтому визуализация информации — одно из направлений преподавания любого предмета. Визуализация предмета «История» у нас на уроке ведется через посещение виртуальных экскурсий. Для этого я использую сайты «Эрмитаж», «Русский музей», «Культура.рф». Благодаря большому экрану мы как будто реально путешествуем и оказываемся в Казанском кремле, в храме Христа Спасителя. Визуализация дает возможность побывать в любом историческом месте, разобрать историческое событие через карту, через географические объекты, выстроить межпредметные связи», — рассказывает о своих методах преподавания Оксана Саратовкина. — Обязательно мы смотрим фильмы на уроках. У меня их целая коллекция. Например, «Выступление Ленина на броневике».
Учитель истории уверена, что в школе важно использовать рациональное сочетание инноваций и старых способов преподавания. Например, Оксана Саратовкина вместе со своими коллегами вернулась к старым добрым карточкам. Это советская традиция и тоже визуализация информации.
«Прошли дату по истории — нарисовали карточку. Ребятам это очень нравится. Они их потом на столе раскладывают и на переменах друг друга по ним гоняют, проверяют. У нас в советской педагогике много приемов, которые современные дети воспринимают на ура», — уверена Оксана Саратовкина.
По ее словам, современные школьники не какие-то особенные, это самые обычные дети. Они любознательные, искренние, честные.
«Когда учитель сам заинтересован в теме, искренне и с душой ее подает, это считывается, и дети охотно воспринимают информацию. Когда я рассказывала ученикам про своего отца, который был в немецкой оккупации, мои дети сидели со слезами на глазах. Поэтому у нас очень много бесед на уроке, я очень люблю разговаривать с детьми и рассказывать про разные исторические эпохи исходя из своего жизненного опыта, из опыта своих предков», — отмечает Оксана Саратовкина.
Презентации в помощь
На уроках учителя математики челябинской школы № 15 Ирины Васильевой дети давно не пишут мелом: доска-то интерактивная, и указка лазерная. На смену старым методам подачи информации пришли презентации. К каждому уроку алгебры и геометрии с 5-го по 11-й классы учитель готовит слайды.
«К примеру, тригонометрию без презентации на интегративной доске детям уже проблематично воспринимать. Также, благодаря слайдам, очень удобно работать с графиками, — рассказывает Ирина Васильева. — Даже если мы работаем с учебником, я задания вывожу на экран интерактивной панели, чтобы дети лучше сосредоточились. Кстати, мы не записываем с учениками «дано», ведь это уже прописано на презентации, а переносим рисунок задачи и сразу решаем. Это экономит время, и мы больше успеваем пройти. Домашние задания мы тоже делаем не только по учебникам. У меня разработан свой сайт. Там выложены тесты, которые дети могут сделать прямо на компьютере. Затем мы открываем их на интерактивной доске и начинаем урок с разбора домашнего задания, с вопросов, что не понятно».
Математики современные технологии особенно любят. Это связано с тем, что у многих детей не слишком хорошо развито образное мышление. Благодаря планшетам и интерактивным доскам можно сделать 3D-модель фигуры и даже показать ее в разрезе.
«Сегодня детям неинтересно решать просто с учебником, поэтому учителям нужно идти в ногу со временем, чтоб заинтересовать молодежь», — отмечает Ирина Васильева.
Известный на Южном Урале учитель-блогер Петр Земсков мелом пока на уроках пользуется. Он прославился тем, что выкладывает ролики с задачами по алгебре и геометрии в популярные соцсети — TikTok, YouTube. Это очень помогает родителям со всей страны объяснить сложную тему ребенку.
«Конечно, с детьми на уроках мы соцсети не просматриваем. Но я, например, выкладываю для них ролики как подготовку к зачету. Там есть разбор сложных задач. Сами же уроки я веду классически, но когда я готовлюсь к ним, то всегда пытаюсь придумать что-то, что покажет практическую направленность этой темы. Например, когда мы изучаем геометрию, я рассказываю, что крыша имеет форму треугольника. Многие из учеников когда-то будут строить дом, и, чтобы приобрести обшивочный материал, надо будет знать точную площадь крыши. Если купишь листа на два больше, то потратишь 2-3 лишних тысячи. Лишний рулон обоев также влетит в копеечку, поэтому важно знать точную площадь комнаты», — ранее рассказал Петр Земсков «Южноуральской панораме».
Живой диалог
В погоне за новыми технологиями важно не забывать о главном — о живом диалоге. В этом уверена учитель русского языка и литературы челябинской гимназии № 10 Гульнара Болдырева.
«Мне кажется, любой урок (будь то современный или урок столетней давности) подобен айсбергу, в котором видимая часть — это те технологии, которые считаются сейчас актуальными и животрепещущими, тогда как та, порой огромная, подводная часть — самое главное, чему я, как учитель, должна научить своих ребят: не только знать предмет, но и думать, понимать себя, окружающих людей и мир. То есть главная задача моя и образования в целом — становление мировоззрения. «О’кей, Гугл», интерактивные доски, презентации, вебкамеры — это все то, что на поверхности. Все эти нововведения «смоет» рано или поздно новая волна цифровых технологий, ибо они всего лишь средство, а не цель. Основа же останется та же: живой диалог. Без него невозможен урок. Точнее, урок без него становится заменой, причем довольно слабой, интернету. Именно поэтому и раньше хороший учитель всегда был больше, чем источник знаний», — рассуждает Гульнара Болдырева.
Когда дети приходят к ней на урок, то первые вопросы, на которые они вместе пытаются ответить, звучат так: для чего мы изучаем литературу, для чего читаем книги. И часто те, кто научился читать в первом классе и раньше, не могут найти для себя ответ.
«Оказывается, они много лет читали «для отметок», «для учителя», «мама сказала», «чтобы в похожей ситуации не повторять чужих ошибок» (как будто мы часто бываем в ситуации Анны Карениной или Тараса Бульбы), не понимая, что действие становится ценным для тебя только тогда, когда ты сам понимаешь, зачем оно тебе. А ведь чтение — это труд. И, как в любой работе, ему нужно научиться, и он должен быть осмысленным. У меня сейчас 10-й класс, кто-то любит читать, кто-то нет, наверное, так же, как и в других классах и других школах. Есть ребята, которые говорят, что только сейчас они стали читать с удовольствием. Только сейчас. Потому что научились читать. А ведь я учу их литературе шестой год, а до этого они читали в начальной школе. Без труда нет результата. И это второй критерий хорошего урока. Наверное, это не все условия. Но это то, что должно лежать в основе преподавания», — заключила Гульнара Болдырева.
Источник: up74.ru