С принятием нового закона о внесудебной процедуре блокировки виртуальных «дублей» закрыто 579 обманных сайтов.
Как не попасться на удочку кибермошенников? И как защититься от телефонных аферистов и киберугроз, которые поджидают владельцев банковских карт? Об этом шла речь на пресс-конференции, прошедшей в правительстве Челябинской области.
Звонок из «банка»
— Тема кибермошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий сегодня приобретает всероссийское значение, — говорит министр общественной безопасности Челябинской области Светлана Костина. — По данным полиции, в прошлом году в нашем регионе было совершено более 10 тысяч таких преступлений, у людей похитили миллиард рублей. Сейчас усиливается информационная работа в школах, трудовых коллективах, проводятся акции по повышению киберграмотности людей.
По словам министра, нужно проявлять осторожность, когда вам звонят по телефону незнакомцы, убеждают сообщить номера банковской карты, коды, пароли и другие персональные данные или же перечислить деньги на якобы защищенный счет. Это уловки мошенников, которые, пользуясь доверчивостью «клиентов», похищают их деньги.
— Сегодня каждое пятое преступление совершается с применением IT-технологий, — сообщил начальник отдела по противодействию преступлениям, совершаемым с применением информационно-телекоммуникационных технологий ГУ МВД РФ по Челябинской области Владимир Григорьев. — В прошлом году, по сравнению с 2020-м, произошел рост таких нарушений закона.
Как пояснил Владимир Григорьев, самое распространенное — это «звонок клиенту». Даже если проходимцы представляются работниками правоохранительных органов, службы безопасности банков, нужно прервать разговор, позвонить в полицию и финансовое учреждение. Выманив чужие деньги, мошенники обычно переводят их в криптовалюту, и уличить их крайне сложно. Раскрываемость таких преступлений пока всего 20-25 %.
— Другой способ обмана получил распространение в пандемию, когда люди, находясь дома, ищут дополнительный заработок по интернету, — добавил Владимир Григорьев. — Под предлогом игры на бирже мошенники убеждают «клиентов» перечислить средства, которые якобы вложат в ценные бумаги, а затем присваивают их. Еще один метод — звонок, когда, к примеру, «родственник» сообщает, что попал в ДТП и нужны деньги, чтобы откупиться от сотрудников ГИБДД. Иногда за деньгами приезжает «курьер», сопровождающий человека до банкомата. С ноября прошлого года в регионе совершено 130 таких преступлений, а раскрыта только четверть.
Продать на сайте
В последнее время особенно популярны схемы обмана с использованием сайтов бесплатных объявлений о продажах через интернет. В итоге оплаченный товар не приходит. Причем мошенники могут выступать и продавцами, и покупателями. Схожая картина с сервисами по «попутному» подвозу пассажиров (к примеру, «бла-бла-кар»), покупке авиабилетов. Злоумышленники заводят так называемые фишинговые, подменные сайты-дубли известных сервисов и похищают деньги.
— В последнее время аферисты стали дезинформировать людей, заявляя, что нужно срочно уплатить налог или же им полагаются некие выплаты и компенсации, — говорит начальник отдела платежных систем и расчетов отделения Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка России Людмила Панина. — Но за это, мол, нужно перечислить на счет комиссию. Этих денег «клиенты» больше не увидят. Мошенники действуют агрессивно, вводят их в состояние стресса, чтобы человек не успел посоветоваться с родными. Даже пытаются напугать, вызвать сильные эмоции. Они нередко пользуются методом подмены номера, звонят с фейковых телефонов, которые невозможно определить.
По словам Людмилы Паниной, в 2020 году Банк России на своем сайте разместил информацию, как действовать, если вы все-таки попались на обман или пришло сообщение, что со счета сняли деньги. Нужно срочно заблокировать карту, а если вы съема не совершали, то в течение суток проинформировать об этом банк, тогда есть надежда, что «перечисление» вернут. А если вы сами сообщили мошенникам данные карты, то, как заявляют финансисты, у банка нет оснований для возврата «уплывших» средств.
Сервис защиты
Как пояснила эксперт, недавно запустили новый сервис по защите от мошенничеств. К примеру, родственник должен подтвердить проплату пожилым человеком. Двойной контроль обезопасит его от обманных схем.
Первый заместитель министра информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Василий Кокорюкин привел пример с недавним взломом сервиса «Яндекс-еда», когда в сеть утекли данные большого количества клиентов. Такие атаки хакеров учащаются, и если в «едовом» сервисе вряд ли есть секретная информация, то в финансовом и ряде других ее немало. А значит, нужно усиливать киберзащиту, в рамках импортозамещения в условиях санкций запускать отечественные антивирусные системы.
— С 1 декабря прошлого года вступил в силу принятый по инициативе Банка России новый закон, ускоряющий блокировку мошеннических сайтов, — подытожила Людмила Панина. — Теперь это внесудебная процедура, и вместо 2-3 недель на нее уходит 2-3 дня. За это время заблокировано 579 таких сайтов. Также мы инициировали изменения в закон о национальной платежной системе, ускоряющие возврат похищенных средств. А другой новый законопроект нацелен на противодействие мошенническим переводам. Контроль усиливается: если сейчас за это отвечает лишь банк-плательщик, то будет и получающая финансовая структура.
Источник: up74.ru