«Симфоническое лето», «Все начинается с любви», «Старые друзья» и «Ничего плохого, кроме хорошего, не произойдет»… Слова, от которых становится тепло на сердце, – это названия концертов, которые Челябинская филармония приготовила для своих зрителей на следующий сезон (12+). В юбилейном 85-м сезоне челябинцев ждет без малого сотня программ. Презентация программ и абонементов следующего сезона пройдет 1 апреля. И в апреле же у любителей музыки будет всего три дня, чтобы купить абонементы на три-четыре концерта, объединенных темой или настроением. Об абонементной политике, музыке и месте филармонии в трудовом городе Агентству новостей «Доступ» рассказал ее художественный руководитель Владимир Ошеров.
— Владимир Григорьевич, абонемент, как я понимаю, это как минимум гарантированное место в зале. Или что-то еще?
— В чем смысл абонемента? Абонемент – это билет на три (или четыре, или пять) концерта сразу. И есть три стороны, которые людям важны. Первое. Человек может планировать – на год-полтора вперед. А то бывает как – звонят-спрашивают: «А когда у вас оркестр Лунгстрема играет?» – «Так, он был неделю назад!» – «Да вы что! А мы пропустили!» Так вот, когда человек покупает абонемент – он уже не пропустит.
Второе. Каждый абонемент имеет скидку – 30 процентов на каждый концерт, а это существенная экономия.
Ну, и третье. Это важно уже для филармонии: мы уже какой-то процент зрителей в зале имеем на полтора года вперед, и достаточно приличный.
— «Достаточно приличный» в натуральных цифрах это сколько?
— От пяти до десяти процентов даже бывает. И мы уже выходим по этому показателю на передовые позиции в стране. Я поясню. Работа с абонементами, продажа абонементных серий – одна из очень важных сторон работы любой филармонии. При этом раньше у нас абонементы были, как говорится, на 26-м плане, и никто всерьез за них не брался. Но где-то 4-5 лет назад мы решили, что мы все-таки зря это направление упускаем, и занялись им вплотную, взяв за образец наших друзей-коллег из Екатеринбурга, которые много лет занимают ведущие позиции по продаже абонементов в России – у них процентов тридцать билетов продается именно по абонементам. Но они занимаются этим 25 лет. А мы, начав, были страшно удивлены, что уже в первый же год, когда мы всерьез к этому отнеслись, у нас произошел бешеный скачок по продаже абонементов.
— На мой зрительский взгляд, вы во всем так движетесь – не только в абонементах.
— Без ложной скромности могу сказать, что Челябинская филармония – одна из лучших на сегодня в стране. И это не просто мое мнение как худрука, а есть у нас Союз концертных организаций России…
— Прямо какое-то «соцсоревнование» получается…
— Нет, конечно! Филармонии друг с другом не конкурируют. Никто никого не догоняет и не перегоняет. Состязаний нет. Если только по разнообразию программ. А врагов и соперников в музыке не может, на мой взгляд, быть. Вот с Новосибирском мы как конкурируем? – Да никак! Нам оттуда могут позвонить спросить: «Видели у вас такую-то программу – а как вы это делаете?» С радостью расскажу и покажу! Мне говорят: «Ты чего! Они же тоже сделают!» Ну, и хорошо! И пусть делают! Значит, еще больше людей услышит отличную музыку, увидит замечательную программу. Да еще и приятно будет, что нашу работу возьмут за образец и разовьют, сделают иначе и отправят в народ. Так что, говорить о какой-то конкуренции просто смешно.
— И все-таки рейтинг какой-то есть, и Челябинск в нем не на последнем месте?
— Да, филармония по всем этим показателям находится на очень высоком месте – на 5-6 в России, особенно после того как мы ликвидировали главный пробел и создали симфонический оркестр. А так, у нас невероятное количество программ: «Легенды эстрады», ретро-программы, – ни у кого столько нет. Кто-то делает одну программу, посвященную, скажем, Гурченко, и гордится ею целых четыре года. У нас за год может быть шесть-восемь таких программ.
— Ого себе, темпы!
— У нас абсолютно невероятное обилие детских программ, которыми все всегда интересуются. Когда мы приезжаем на какие-то наши общие филармонические сборы, показываем наши абонементы – расходятся, как горячие пирожки, посмотреть, что и как мы делаем. Ну, и никто сильно этим не гордится – мы просто привыкли к такому темпу. И зрителям хорошо.
— Кстати, а зрители постоянные?
— Город у нас трудовой – ходит в филармонию процента три-четыре-пять. Хотя, если посчитать от миллионного населения, тысяч 50-60-70. Плюс многие ходят не раз в год – получается вполне прилично.
— Владимир Григорьевич, я так понимаю, следующий сезон не будет исключением. Что вы предлагаете? Сколько абонементов?
— Мы предлагаем 30 абонементов на сезон с сентября 2021 года по май 2022. С 9 по 11 апреля планируется ярмарка абонементов, то есть в другие дни купить абонементы будет нельзя. Зато во время ярмарки приобрести абонементы можно будет и онлайн: на сайте philarmonia.ru, в разделе «Абонементы».
А 1 апреля состоится концерт-презентация абонементов. В нем участвует практически вся филармония – кроме симфонического концерта, ансамбля танца «Урал» и духового – это просто большие коллективы, в одном концерте нам не провернуться. А так, практически все коллективы, артисты: и «Маэстро Аккордеон», и «Диксиленд», и хор, и солисты, и даже орган – мы привезем сюда, в зал Прокофьева, переносной.
— У нас есть переносной орган?
— И это беспрецедентно для концертной работы в России. Володя Хомяков с ним ездит по области, а летом проехал весь Крым. Планируются и другие поездки. Так далеко никто не ездил, хотя у нескольких филармоний есть переносные органы…
— Но у них Хомякова нет, это понятно. Но вернемся к концерту-презентации – мы увидим там практически все коллективы, а что еще?
— Там будет шесть ведущих – ваш покорный слуга станет одним из них – и мы будем рассказывать про разные абонементы.
— Как попасть на этот концерт?
— Вход будет бесплатным, но чтобы наверняка попасть, надо будет позвонить в отдел продаж и сказать свою фамилию, вас внесут в список, чтобы не получилось, что придет пять тысяч, а в зале всего 500 мест…
Еще один бонус – семь зрителей смогут выиграть абонемент. Фамилии всех записавшихся будут загружены в барабан, и если человек, чье имя вытянули, будет в зале – он станет обладателем абонемента на сезон.
— И какой состав абонементов?
— За счет того, что, как я уже говорил, у нас множество программ, то и вариаций – множество. Как правило, каждая программа у нас есть в двух-трех абонементах, и буквально каждый может выбрать на свой вкус.
— А если ни одна из 30-ти программ не ложится на душу стопроцентно? Как быть?
— И это предусмотрено: можно составить свой собственный абонемент – да пожалуйста! Кто-то захочет, скажем, взять джаз, классику и ретро – а у нас такого нет абонемента. Скидка будет чуть меньше – не 30, а 20 процентов и единственное условие: концерты собственноручно составленного абонемента должны проходить в одном зале: либо в Прокофьева, либо в «Родине».
— Тут на музу наступает бухгалтерия!
— Но зато других препятствий нет.
— Пару слов про сами абонементы скажете?
— У нас абсолютно восхитительно выглядит абонемент симфонического оркестра. Вернее абонементы. И они ни в чем не уступают абонементам, скажем, столичных филармоний. Имена многих звезд, которые выступают с нашим оркестром, пересекаются. Скажем, в текущем сезоне у нас были Березовский, Луганский и Мацуев – звезды первой величины. Куда лучше-то… Единственное, с чем пока проблема – не по нашей вине – это пока почти полное отсутствие зарубежных гастролеров.
— А много, кстати, программ полетело из-за «короны»?
— Достаточно. Причем удивительные проекты слетели. Например, абонемент «Четыре органиста Нотр-Дам де Пари» – они должны были по одному приезжать… Но и наших звезд и было, и будет предостаточно. Например, ведущий программы «Главная роль» телеканала «Культура» Юлиан Макаров ведет у нас целый абонемент. Вот будет цикл концертов «Прокофьев – Бетховен – Шостакович – Сен-Санс». Там выступит Дима Шишкин – наш земляк. Выучился в Москве, завоевал вторую премию на конкурсе Чайковского. Там приедет фантастический пианист из Санкт-Петербурга Мирослав Култышев, будет играть победитель конкурса Чайковского Александр Гиндин. И состоится, так сказать, семейный концерт, где выступят Владимир Хомяков-младший на фортепиано и Хомяков-старший с переносным органом.
Второй абонемент – тут ведущие уже наши – «Дирижеры мира»: оркестр Михаил Плетнева – без комментариев, знаменитый скрипач Гайк Казазян, он выступит с нашим оркестром, но дирижировать будет Народный артист России Феликс Коробов. А в концерте «Музыка Голливуда» руководить оркестром будет Джейн Браун – она уже как-то к нам приезжала. И наконец, в программе «Музыка компьютерных игр» приглашенным дирижером станет Кеничи Симура, Япония.
Также с оркестром можно будет услышать сказки, стихи и рассказы, в том числе в исполнении Даниила Спиваковского и Нонны Гришаевой, Константина Райкина и Сергея Шакурова. Абонементов «Звучащее слово» у нас аж два. И если вы знаете более известных на сегодня артистов – подскажите.
— Вижу в программе абонемент «Камерные ансамбли». Этот жанр еще не вытеснен окончательно большими оркестрами?
— Действительно, этот жанр переживает нелегкие времена, но мы не сдаемся и пытаемся его популяризировать. В прошлом году мы на фестивале Мацуева умудрились даже сделать целый вечер камерного ансамбля – играли Денис Мацуев и Юлиан Рахлин (он, кстати, и в этом году должен приехать на юбилейный фестиваль). Так вот, в абонементе № 7 заявлены три великолепных коллектива: струнный концерт Filarmonica из Новосибирска, просто фантастическое трио из Московской филармонии – Павел Милюков (скрипка), Александр Рамм (виолончель) и Филипп Копачевский (фортепиано).
— Фантастическое – это название или определение?
— Фантастическое по уровню музыкантов. Он просто запредельный! Мне особенно нравится Филипп Копачевский – он как-то удивительно тонко играет, мягко – в противоположность «силовым» музыкантам.
И в этом же абонементе есть концерт наших энтузиастов камерной музыки, в котором выступят блистательная наша пианистка Наталья Гущина и «Эстет-квинтет» в составе музыкантов симфонического оркестра – скрипачек Ольги Смоленской и Надежды Беляковой, альтистки Натальи Маменко, виолончелиста Ильи Гутого и контрабасиста Ивана Строева.
— Джазовых абонементов аж целых два – в Челябинске так любят джаз?
— Челябинск – одна из джазовых столиц России. Москва, Челябинск и Новосибирск.
— Вы имеете в виду уровень музыкантов?
— Что вы! Музыкантов можно пригласить хоть куда, в любую деревню – она от этого не станет центром джаза. У нас – традиции, у нас – подготовленный зритель, понимающий, когда хлопать, например… В джазе принято, скажем, аплодировать после соло в отличие от классического многочастного произведения. И мы ждем таких людей на концертах двух наших шикарных абонементов с участием нашего прославленного «Уральского диксиленда» и потрясающих приглашенных музыкантов, в том числе финалистки шоу «Голос» Этери Бериашвили и пианиста Леонида Пташки (Израиль).
— Сразу пять абонементов в серии «Солисты филармонии» – у вас такие активные солисты?
— Один из абонементов – я уже, было, хотел его закрывать, но меня убедили, что не надо: это абонемент «Художественный руководитель приглашает», мой именной абонемент, он существует уже третий год. Все три концерта в нем мне лично греют душу. Первый – это «Хоть поверьте, хоть проверьте» – песни из репертуара Людмилы Сенчиной (7 декабря 2021 года). Программа с двумя очень яркими, но абсолютно разными артистками: одна – тяготеющая к каким-то поэтически-разговорно-песенным, актерским формам Ольга Печерских, а вторая – удивительная вокалистка, Наталья Кралина (бывшая Воронкина).
Потом 14 марта у меня стоит концерт под названием «Все начинается с любви» — это мой юбилейный концерт. У меня в 2022 году сразу три даты: 70, 50 и 15. 70 – лет, 50 лет творческой деятельности и 15 лет работы в Челябинской филармонии. Одно к одному. Там очень много участников, кроме симфонического оркестра, хотя они очень хотели…
И третья программа в моем абонементе – это «Любовь, похожая на сон», она прошла 5 марта, и с большим успехом. Это песни Игоря Крутого и Игоря Николаева в моей аранжировке.
Наш духовой оркестр набирает обороты – у них очень хорошие программы; есть абонемент, посвященный романсам – и современным, и старинным. Органными абонементами занимаются, в основном, директор Органного зала Ирина Андреева и Владимир Хомяков, и они миксуют программы совершенно волшебным образом. Уверен, зрители не будут разочарованы. Словом, на будущий сезон филармония предлагает просто невероятное обилие абонементов – глубоких, серьезных, разных, на любой вкус.
— А кошелек?
— Ну, дешевле, чем у нас, трудно придумать. Самые дорогие концерты – это, конечно, те, в которых участвуют именитые гастролеры. Но и они очень доступны. А цену абонемента легко подсчитать: умножить на три-четыре концерта и отнять 30 процентов.
— Владимир Григорьевич, и напоследок. Не закончился еще и этот сезон, каким будет его финал – благо, ограничения потихоньку снимаются. Что ждет зрителей, куда еще можно купить билет?
— Из крупных событий, как я уже сказал, 1 апреля – бесплатный концерт-презентация абонементов, надо только записаться; 5 апреля в зале «Родина» пройдет концерт-презентация моего сборника романсов и песен «Все начинается с любви»; 7-го стартует наш любимый праздник, 10-й фестиваль «Денис Мацуев представляет…»; 11 апреля в концертном зале имени Прокофьева состоится концерт «Звездные сказки Алексея Рыбникова», приуроченный к 60-летию первого полета человека в космос; в мае – программы к годовщине Булата Окуджавы, программы ко Дню Победы. А так, залы филармонии работают практически нон-стоп – приходите в наш дом, наши двери открыты!
Беседовала Ольга Бороденок
Источник: dostup1.ru