Спектакль-концерт «А песня тоже воевала…» в репертуаре Челябинского государственного театра имени Наума Орлова существует только для особого случая. Его показывают в период празднования Дня Победы и на него не продают билеты.
Это подарок городу, дань и благодарность победителям, к которым по праву относятся артисты военных лет.
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!»
В составе фронтовых бригад между боями, канонадами и взрывами они читали стихи и пели песни о доме, тепле и любви близких. Переоценить этот вклад в победу невозможно: среди зверств, жестокости и смертей человеческие эмоции, переданные поэтами и музыкантами, вселяли веру, давали дополнительные силы и огромное желание разгромить врага и вернуться домой живыми.
В этом году показ спектакля состоялся 6 мая. Зал заполнился до отказа, несмотря на то, что дорога к театру оказалась проблематичной. Центральные улицы перекрыли из-за репетиции Парада Победы. Но событие стоило того, чтобы воспользоваться приглашением, преодолеть препятствия и увидеть представление. Спектакль прекрасен во всех отношениях. Он прожит и прочувствован всеми его участниками, которым удалось передать атмосферу времени, когда рождались стихи и писались песни. Их пели со сцены, в землянках во время отдыха и на скудных по еде застольях. Эти песни знали все, эти песни любили. И для сегодняшнего поколения они дороги и проникновенны до мурашек.
Скорее всего, проникновенность исполнения – это заслуга постановщика спектакля, главного режиссера театра, народного артиста РФ Александра Зыкова, по году рождения ровесника победы. Он родился уже в мирное время, но война не отпускала людей, и ее след еще долго был явным.
Лучшее писали на войне
— У меня дед воевал, а маме, когда началась война, было 16 лет, — рассказывает Александр Маркович. – В войну она работала на военном заводе. То, что они пережили, это не дай Бог. И я помню, что первый и единственный раз я получил взбучку от мамы. Мне было 3 или 4 года, я из деревяшек изобразил костыли и, поджимая одну ногу, явился перед ней. А вокруг тогда ходили такие люди, и еще на тележках ездили совсем без ног. Я копировал, а для мамы видимо это было страшно. И мне досталось. И только, когда я уже стал взрослым, что-то в голове стало проясняться. К нам в гости приходил бравый капитан, и я только потом узнал, что ему было 25 или 26 лет. А он прошел всю войну, и был весь седой. Это чудовищное время, и после войны было непросто. И у меня было голодное детство.
— И в это чудовищное время появлялись потрясающие песни. Сколько в них было любви и нежности!
— Я писал сценарий к спектаклю и понял, что действительно песни – это эмоциональная память народа. А, когда я рос, собирались маленькие застолья, обязательно все пели. Все самые лучшие стихи, самые лучшие песни были написаны в то время. Даже Константин Симонов все, что написал во время войны, никогда до этой вершины уже не поднимался. Тот же композитор Николай Буташкин, есть у него много песен, но такой, которая называется «За дальнею околицей…», он уже не напишет никогда. А военные стихи, которые тоже попали в сценарий, как это можно было написать?! «Я раньше думал: «лейтенант» звучит вот так: «Налейте нам!». И, зная топографию, он топает по гравию. Война – совсем не фейерверк, а просто – трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота…» (Михаил Кульчицкий, прим.авт.). Они молодые погибли, эти поэты, и Кульчицкий, и Майоров. Василий Соловьев-Седой тоже лучшие песни написал во время войны. Это понятно, потому что творчество связано с эмоциональным наполнением, а куда уж больше того, которое они ощущали в тот период.
— А исполняют их молодые артисты, как они воспринимают этот материал?
— У артиста должен быть оголенный нерв. И, когда читаешь стихи погибших поэтов, того же Николая Майорова, этот оголенный нерв позволяет им чувствовать то время. Они потом вытирают слезы. И с этим я ничего не могу сделать. Это было написано так, что равнодушным нельзя оставаться. Артист или не артист, не имеет значения.
И зал им подпевал
Зрители, пришедшие послушать дорогие сердцу песни, сохранили уже послевоенную память. Но все эти годы мы слышим «Синий платочек», «Ах, эти тучи в голубом», «Валенки», «Журавли», «Ночь коротка», «Бьется в тесной печурке огонь» … Кто-то подпевал артистам, кто-то смахивал слезы. Трудно было их сдержать, когда в исполнении Ксении Зузневой звучала песня «Алешенька», которая рассказывает о матери, не дождавшейся сына, увидевшей его в документальном кино в бою, живым. А знаменитые «Три танкиста» в исполнении Александра Бауэра, Дмитрия Олейникова и Николая Осминова! А это уже весело, задорно. Так тоже было на войне. Или задушевная песня «Тропы», которую акапелла спела Ирина Бочкова. Все молодцы, справились на отлично с плюсом.
Самым ярким был, как водится, финал. Последней все вместе спели знаменитую «Катюшу». А перед ней самый любимый артист челябинской драмы Борис Петров в окружении молодых коллег исполнил «Давай закурим». Чудесная песня из репертуара Клавдии Шульженко, в которой просто говорят об очень важных вещах, о которых думали бойцы на фронте во время перекуров, когда можно было сделать паузу, перевести дух и помечтать о мирном времени, когда война будет приходить только в воспоминаниях. А папироска друга станет частью этих воспоминаний. И она тоже вошла в эмоциональную память народа о войне.
Для справки:
За четыре страшных года певцы, музыканты, актеры дали в тылу и на фронте полтора миллиона концертов — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад, в которых принимали участие 42 тысячи актёров.
Источник: up74.ru