В конце минувшей недели, 8 апреля, челябинский филармонический зал имени Сергея Прокофьева заполнила не вполне привычная здесь публика. Вместо строгих костюмов, вечерних платьев и изящных туфель пятничные зрители надели джинсы, худи, бесформенные майки, которые дополняли тяжелые ботинки. Здесь были и неформалы с синими волосами, и вполне себе почти классически одетые «ботаны».
Аншлаг концерта из цикла «Музыка компьютерных игр и аниме» обеспечили самые юные челябинцы, открытые, веселые и очень красивые. Интерес к такой музыке был настолько велик, что пришлось ставить в афишу второй концерт для тех, кому не хватило билетов на первый.
Вечер без гаджетов
Тем, кто ворчит на современную молодежь, стоило побывать на этом концерте и убедиться, как достойно ведут себя эти зрители, если классические музыканты играют музыку, которая им интересна. Они практически не брали в руки телефоны, ну разве только в редких случаях, когда хотелось заснять фрагменты концерта. В зале стояла исключительная тишина, которую нарушали лишь длительные восторженные аплодисменты.
За дирижерским пультом Челябинского симфонического оркестра в этот вечер работал молодой китайский дирижер Янь Цзянань, очень артистичный, яркий и, конечно, талантливый. Он окончил аспирантуру Московской консерватории, является кандидатом искусствоведения, художественным руководителем и главным дирижером филармонического оркестра «Русская симфония», дирижером Русского камерного оркестра, Тяньцзиньского оперного театра, главным приглашенным дирижером филармонии города Чанша, преподавателем Тяньцзинской консерватории.
Только добрые мультики
В переложении для симфонического оркестра в этот вечер прозвучали мелодии из самых знаковых мультипликационных шедевров Хаяо Миядзаки: «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Принцесса Мононоке», «Небесный замок Лапута», «Рыбка Поньо на утесе». Хаяо Миядзаки — знаменитый японский режиссер-аниматор, продюсер, сценарист и художник. Ему больше восьмидесяти лет, и он продолжает творить, создавая прекрасные мультфильмы о добре, любви, честности и героизме. В 2014 году он стал обладателем внеконкурсного почетного «Оскара» с формулировкой «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области, освещая ее безграничный потенциал».
Его мультфильмы стали живой классикой жанра, а саундтреки к ним обрели повсеместную узнаваемость. Их «озвучил» выдающийся японский композитор-минималист Дзё Хисаиси. Услышав однажды его музыку, японский аниматор стал приглашать композитора на все свои проекты и сотрудничал с Хисаиси на протяжении многих лет. Сегодня эта музыка живет самостоятельной жизнью. На челябинской сцене игра симфонического оркестра сопровождалась видеорядом с кадрами из мультфильмов знаменитого японского автора.
Для желанных зрителей
Программа «Музыка компьютерных игр и аниме» успешно работает в челябинской филармонии с 2015 года. Пожалуй, самым ярким событием этого направления можно назвать выступление челябинских музыкантов и японского дирижера Киничи Симура в конце прошлого года.
— Тогда мы работали с Камерным оркестром, — вспоминает руководитель Челябинского симфонического оркестра Адик Абдурахманов. — Сцена в филармонии маленькая, и мы в полном составе там не поместились бы, потому что в программе принял участие наш Камерный хор и солисты. Но все равно было очень здорово! Мы поняли, что это направление нужно развивать, и на этот раз пригласили китайского дирижера. Чем больше разных дирижеров высокого класса работают с музыкантами, тем лучше для оркестра. Оркестр растет, мужает, становится более мобильным. И я считаю, что если эта музыка пользуется таким успехом, если ее слушают с огромным вниманием, то ее нужно играть. Когда я в первый раз концерт готовил, смотрел со стороны и был удивлен, что пришла публика, которая в принципе не ходит на концерты. Я разговаривал с Киничи Симура, он рассказывал, что в Японии то же самое. Чтобы публика пришла в концертные залы, они играют такую музыку. И тот концерт был интересен, и этот очень интересен. Везде свои краски. Эксперименты, разнообразие — это всегда очень хорошо.
— Вот сейчас появилась «Пушкинская карта». И мы должны привлечь зрителей от 14 лет до 21 года, — делится своим мнением руководитель Камерного хора имени Валерия Михальченко Ольга Селезнева. — Благодаря японскому дирижеру Киничи Симура мы стали петь с оркестром музыку аниме и компьютерных игр. Полный зал! У зрителей восторг, они поют с нами! Они увидели, что академический хор может исполнять музыку, которая им нравится. И мы хотим показать, что те произведения, которые они слышат в фильмах, могут абсолютно по-другому звучать: с другими красками, с живыми голосами. И из этого можно сделать красивое многоголосье.
Источник: up74.ru