Художественный руководитель Государственного ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина отметит свое 50-летие на сцене.
Сколько часов рабочая неделя должна длиться по КЗОТу? Большинство граждан это знает и требует от работодателей соблюдения трудовых норм. Однако наша героиня часов не наблюдает и их не считает, так же как и вложенных в дело физических, моральных и творческих сил. Так происходит со счастливыми людьми, которые попадают в категорию тех, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Удовольствие Светланы Лукиной начинается с 08:00, и в лучшем случае радость случится где-нибудь к 21:00.
Удовольствие и радость
Худрук прославленного ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина обладает командным голосом. Она всегда собранна, дисциплинированна сама и того же требует от своих подопечных, артистов и студийцев. При всех этих сильных качествах она умудряется быть женственной, тонкой, чувствительной и эмоциональной. Это как в народном танце: чтобы показать нежность и легкость на сцене, нужно очень сильно потрудиться в репетиционном зале. Получилось так, что для Светланы Борисовны «Урал» стал делом семейным. Муж Алексей Разин — балетмейстер, старший сын Степан продолжил дело родителей и долгое время в коллективе был артистом.
— В последнее время мы обзавелись репетиторами, которые нам очень помогают, — рассказывает Светлана Лукина. — Поэтому я иногда могу сесть в кресло и заняться бумажными делами. Работы много, и вся она все равно в радость.
— А еще и быт, удается с ним справляться?
— Конечно. Трое мужчин. Два сына и один муж. А еще собака и кошка. Хотели дети, но, как обычно это происходит, мама получила заботы. И они наши члены семьи, без которых мы своей жизни не представляем. Но мы с мужем делим обязанности.
— Младший сын отказался от танцев, вас это расстраивает?
— Гордей начинал заниматься. Видимо, это не его, чего-то он не захотел. А Степан всегда говорит: «Я люблю танцевать!» Хотя это тяжелая профессия. Тем более сложно быть сыном руководителей в этом же коллективе. Двойная ответственность. Так случилось, что он уволился из ансамбля и уехал от нас, решив дальше двигаться самостоятельно.
— Но профессии он не изменил?
— Нет. Он танцует.
Терпит — значит, наш
— А Гордей играет на саксофоне, поет, учится в музыкальной школе. Ему нравится, — продолжает Светлана. — А вообще он у нас такой ребенок, которому нравится все. И, если бы он стал танцевать, у него бы очень хорошо получилось. Но ему не нравится насилие над его телом: когда ему больно, когда его растягивают. А мне это нравилось. Как мы говорим по детям: если терпит, это наш ребенок. Здесь нужен характер, здесь нужна стойкость и сумасшедшее желание танцевать. Если этого нет, значит, не его, и так надо.
— А у вас в жизни как появились танцы?
— Я мечтала стать фигуристкой. Мы пошли в секцию, там потребовали справку от врача, которую мне не дали. Для меня это было горе, и мама предложила начать танцевать. И пошли мы в ДК железнодорожников, и я там два года отзанималась. А мой папа почти двадцать лет танцевал в «Самоцветах» ДК ЧТЗ у Натальи Карташовой. Это любительский коллектив, но очень высокого уровня. И при нем Светлана Гришечкина создала детскую студию. И меня сразу туда взяли и сразу стали давать сольные партии. Мне это очень нравилось. Очень! И я стала этим жить. Единственный раз я попыталась изменить танцам и поступила в педучилище. Пришла после его окончания в школу, и мне дали третий класс — 38 детей! И я была пятым учителем в этом классе. Никаких традиций, никакой дисциплины. А у меня голос ого-го-го! Там девочка Света сидела на первой парте, она всегда сжималась и закрывала уши. А мне 19 лет, и я сама еще, по сути, ребенок. Но справлялась и была, по всей видимости, неплохим учителем. Когда я поняла, что все-таки хочу танцевать, директор не хотел меня отпускать из школы. Но я поступила в институт культуры.
И понеслось
— И уже на третьем курсе к нам пришла вести русский танец артистка ансамбля «Урал» Татьяна Шашкова. И она в институте создала ансамбль народного танца, куда пригласила меня и супруга. Но мы еще, правда, тогда не были женаты, только дружили. Мы туда пришли, и всё — понеслось! На старших курсах уже стали танцевать в «Урале».
— А для вас «Урал» был мечтой?
— Я даже и не мечтала об этом. Это было что-то недосягаемое. Я никогда не думала, что меня могут позвать в профессиональный коллектив. И «Урал» тогда уже много ездил по России и в европейские страны. Было здорово, и я полюбила ансамбль всей душой. Параллельно мы работали в ЧелГУ. Создали хороший коллектив. Побеждали на «Студенческих веснах». Борис Соколкин, худрук ансамбля «Урал», был членом жюри на фестивале, видимо, отметил, что мы что-то можем ставить. И он нас пригласил работать репетиторами. Было очень сложно. Но нам повезло, потому что мы опять же были вдвоем. В 2008 году создали детскую студию, в которой идет подготовка будущих артистов ансамбля «Урал».
Гениальное просто
— Почему именно народные танцы?
— Очень сложно ответить. Какой-то в жизни пример играет важную роль. Твой первый педагог, который привил эту любовь. С другой стороны, у меня есть подруга, с которой мы вместе танцевали народные танцы. Но она сейчас работает в Театре современного танца Ольги Поны. Воспитывали нас одинаково, но выбрали разные направления. Может, нужен определенный склад характера, темперамент. Я, может быть, бешено активная, а она философски мыслит? У нас больше яркого, доступного. И я люблю номера, которые мне понятны. Но я люблю и современную хореографию тоже, люблю иногда загрузиться, подумать. Просто разные люди, разные взгляды.
— Но в народном танце тоже есть мысли и мудрость, житейская мудрость?
— Абсолютно верно. И любую мысль можно выразить средствами того и другого вида танца. Главное, чтобы это было красиво, профессионально, со вкусом. Скажем так, современный танец он более элитарный, для узкого круга людей, которые это понимают.
— А здесь — для всех?
— Очень важна в нашем виде искусства энергетика, размах. Это заражает. В отзывах мне часто говорят: «Я шла с концерта и подпрыгивала до самого дома». Сделать просто порой гораздо сложнее, чем наверетенить. Когда мы с мужем начинаем придумывать номера, бывает, накрутим, накрутим. В итоге смотрим: фигня! Потом сделаешь все просто. И так приятно глазу, и так легко танцуется, и так легко воспринимается. И мы соглашаемся: все гениальное просто!
Как в любой семье
— Конечно, ансамбль — это семья. В праздники вместе, в поездках вместе. Мы друг друга поддерживаем, друг про друга все знаем. У нас есть конкуренция, она здоровая, и она должна быть. Как в любой семье люди ссорятся, мирятся, спорят, доказывают, соглашаются и уступают. Я детей учу с раннего возраста: если вы не будете дружны в жизни, вы не сможете станцевать на сцене. Вы должны верить и идти к цели, все это нужно делать вместе, помогая друг другу. Жизнь есть жизнь. И у меня бывают какие-то печали и радости. Важно одно: я живу своей работой. Я очень рада, что Бог меня верно направил. И другого пути мне не надо.
P.S.: 24 апреля Государственный ансамбль танца «Урал» на сцене Челябинской филармонии в формате «Концертов дружбы» выступит вместе с Государственным академическим ансамблем песни и танца «Донбасс». В свете последних событий — непростая и очень ответственная миссия. Обязательно оба прославленных коллектива будут на высоте и языком танца расскажут зрителям о мире, любви и огромной творческой дружбе.
Источник: up74.ru