Считывая параллели. Дмитрий Астрахан поставил в Челябинске «Доходное место»

До премьеры остались считаные даже не дни, а часы. Обещанное в рамках празднования 200-летия великого драматурга Александра Островского событие состоится уже завтра, 28 марта, в Челябинском театре оперы и балета. Как известно, челябинская драма в этом году ведет кочевой образ жизни. В здании театра в разгаре капитальный ремонт, очередь дошла до святая святых — сцены

До премьеры остались считаные даже не дни, а часы. Обещанное в рамках празднования 200-летия великого драматурга Александра Островского событие состоится уже завтра, 28 марта, в Челябинском театре оперы и балета.

Как известно, челябинская драма в этом году ведет кочевой образ жизни. В здании театра в разгаре капитальный ремонт, очередь дошла до святая святых — сцены и зрительного зала. Для главной премьеры сезона выбрали лучшую площадку города. Повезло и жителям Ленинского района: 7 апреля спектакль покажут в ДК «Станкомаш». Репетиции же пока проводятся на почти разрушенной сцене драматического театра. На одну из них удалось попасть корреспондентам «ЮП». Нечасто выпадает удача увидеть, как рождается спектакль. Действие не менее увлекательное, чем сам спектакль, тем более когда с нашими актерами работает большой мастер.

Вторая постановка

Заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Астрахан больше известен зрителям как кинорежиссер, подаривший миру фильмы, которые, без всяких сомнений, вошли в историю советского и российского кинематографа. «Подари мне лунный свет», «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Зал ожидания» и другие фильмы, западающие в душу щемящей простотой, искренностью и глубоким смыслом.

Что касается его театральных работ, с этим сложнее. В прошлом году Дмитрий Астрахан стал худруком театра «Школа современной пьесы». Его спектакли поставлены в разных российских городах. Но челябинцам, которые нечасто бывают в местах астрахановских постановок, известна только одна его работа. Несколько лет на сцене драматического театра весьма успешно идет его спектакль «Леди на день». Летом прошлого года Дмитрий Хананович приезжал в Челябинск, чтобы «встряхнуть» постановку и ввести новых актеров. Тогда и было объявлено, что к юбилею Александра Островского известный режиссер поставит в нашем театре «Доходное место».

На выходе

Перед первым прогоном на репетиции отрабатывали сцену в трактире. Напомним, что два главных персонажа комедии, Жадов и Белогубов, молодые представители общества второй половины XIX века. Первый вырос в семье влиятельного дядюшки, обеспечивающего свое благополучие с помощью взяток. Но племянник не приемлет современных правил обогащения, провозглашая жизнь в бедности и честности. Его сверстник Белогубов, напротив, как бы сказали в настоящем времени, «адаптирован к системе». Год назад оба героя женились на бесприданницах, сестрах Кукушкиных. Один — по взаимной любви, второй — по односторонней. Первому не удается убедить любимую в прелестях честной жизни. Второй, устроившийся на доходное место, ублажает жену всякими приятными мелочами, и та вполне довольна жизнью с нелюбимым мужем, в отличие от сестры, униженной бедностью.

Сцена в трактире наглядно показывает, как можно страдать от честности и как быть счастливым, когда взятки и благодарности сами текут в руки. Белогубов приходит в трактир с шумной компанией таких же довольных членов общества по случаю удачного дела, которое принесло солидный куш. В наше время сказали бы: отметить удачную сделку. Жадов уже там, но невеселый.

Меньше пьяного!

Дмитрий Астрахан с актерами сначала отрабатывали «бедную» часть сцены, когда приятели Мыкин и Жадов, ошалевшие от цен в меню, заказывают чай и грустно беседуют. Мыкин учительствует, жалование небольшое, но он живет «сообразуясь со средствами» и жениться в таком состоянии не считает возможным. Но Жадов любит и уверен, что бедность не может стать препятствием в личном счастье. Вот только жена никак не может понять и принять его высокие моральные принципы.

Шумная компания Белогубова, заказывая все самое лучшее и самое дорогое, рассуждает, что теперь они полноправные «члены общества», хозяева жизни: можно вдоволь пить, петь, «ходить в номера» и танцевать на столе.

«Они все-таки хорошие парни, трогательные!» — наставляет Астрахан пьющую компанию. А когда один из «членов общества» рассказывает, как мелкий судебный служащий взял взятку, а дело не сделал, режиссер поправляет актера: «Меньше пьяного!» Интересная стилистика общения на репетиции, специфические советы и подсказки: «Официанты носятся, а не ходят» или «Не колоти (то есть не стучи по столу. — Прим. авт.), невыгодно, слов не слышно!» А иногда режиссер сетует: «Не улыбается что-то сегодня». Или делает замечание: «Не веселись, сейчас и до тебя очередь дойдет!»

Дмитрий Астрахан не относится к авторитарным режиссерам. Он за актерский театр. Атмосфера на сцене доброжелательная: искры не летят, ругань и оскорбления тоже. Да, спектакль ставился в очень короткие сроки, но режиссер без нервов, с юмором доносит до актеров свои мысли.

Перевертыши

Александру Островскому 12 апреля исполняется 200 лет. «Доходное место» он написал в 1856 году. Собственно говоря, а что изменилось? Может ли в современном мире молодой человек честным путем добиться благополучия? Может ли любовь ужиться с корыстью? Почему богатство негодяя вызывает уважение, а бедность хорошего человека становится пороком? Что важнее: принципы или любовь? Можно ли обеспечить достаток и не потерять себя при этом? Подобные вопросы так или иначе встают перед всеми нами так же, как перед Жадовым в «Доходном месте».

— К сожалению, абсолютно современная история, — соглашается Дмитрий Астрахан. — В чем главный вопрос комедии? Почему аморальное стало моральным, безнравственное — нормой? Взятка стала нормой — дико звучит! А вот тот, кто против, он аморален. Поразительно! Островский показал какую-то вечную историю. Перевертыш! Пьеса острая, я еще думаю, что Островский не все написал в силу понимания цензурной необходимости. Конечно, это откровенная, почти публицистическая история. Ее сила в том, что она еще и смешная.

— Люди больше ста лет смотрят на эту очевидность, смеются, возвращаются домой и продолжают жить прежней жизнью?

— Горько! Но что сказать? Неси свой крест и веруй! Делай свое дело! Даже если хотя бы один человек задумается, уже хорошо.

Деньги правят и определяют место человека в этом мире. В финале спектакля один мздоимец ждет наказания. Но мы знаем, что другие уже метят на его место, предвкушая красивую жизнь. Самая грустная и очень современная комедия.

Источник: up74.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости Челябинска сегодня