Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анна Марченкова (198)
Это выставка «Звенящий след», созданная в поселке Сокол благодаря программе арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале.
Завершилась шестая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В 2021 году города Челябинской области впервые участвовали в программе арт-резиденций биеннале наравне с городами из Свердловской. Это оказалось возможным благодаря поддержке руководства региона через грант губернатора Челябинской области на развитие гражданского общества (предоставлен Фондом поддержки гражданских инициатив Челябинской области). Ранее мы уже рассказывали, что такое программа арт-резиденций биеннале и как она проходила в Челябинске и Кыштыме. Сегодняшняя публикация посвящена поселку Сокол.
«Звенящий» проект
— Для Челябинска и поселка Сокол это первый опыт участия в Уральской биеннале, и опыт очень интересный. Благодаря этому в Челябинской области появились интересные объекты современного искусства, которые становятся достопримечательностью отдельной территории и, конечно, способствуют развитию творчества в первую очередь молодых южноуральцев. У жителей нашего региона есть запрос на современное искусство, а у участников арт-резиденций есть интересные темы, которые стали результатом изучения Челябинской области. Вообще, приход Уральской биеннале заставляет многих молодых людей задаться вопросами: «Могу ли я это сделать сам? Как это сделать? Из чего это сделать?» Если ребята благодаря тому, что они видят, начнут повторять, а потом и вырабатывать свой стиль и при этом генерировать интересные образы и мысли, это здорово, — комментирует Вадим Евдокимов, заместитель губернатора Челябинской области.
Поселок Сокол мало кому известен. Места́ чудесные: в 1930-х здесь построили санаторий НКВД, во время войны переоборудовали его в госпиталь, великолепные конструктивистские здания стоят до сих пор. В конце 1945 года на Урале стали разворачивать атомный проект, в Соколе учредили «Лабораторию Б». Ее задача — исследовать влияние радиации на живые организмы и разрабатывать средства защиты. Так среди живописнейших южноуральских озер в условиях маниакальной секретности поселили осколки растоптанной и ошельмованной советской генетики.
В 16:22 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк» (от Сокола совсем недалеко) произошла авария. Технологическая вода, насыщенная радиоактивными элементами, вскипела, разорвала емкость. Паровое облако поднялось в атмосферу и, то поднимаясь, то опускаясь к земле, двинулось на северо-восток. Восточно-Уральский радиационный след (ВУРС) — так это потом назвали. Совершенно секретная катастрофа. Страшнее только Чернобыль.
«Звенеть» у дозиметристов — это когда счетчик Гейгера надрывается.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
«Звенящий след» — выставка в Соколе, посвященная «Лаборатории Б», ВУРСу и советскому атому. Никаких рейтингов нет, но, кажется, этот проект — самый сильный из числа девяти арт-резиденций шестой Уральской индустриальной биеннале. Одно из подтверждений тому — он попал в престижный раздел «Выбор критиков» влиятельного международного журнала о современном искусстве Artforum.
Место и смыслы
— Все началось, когда я побывал на пятой биеннале. Я в современном искусстве ничего не понимаю, но смотрю: люди ходят, людям нравится. Так почему бы и мне не сделать что-нибудь такое же, чтобы и ко мне люди приехали? Вышел с таким предложением. Осенью 2020 года команда арт-резиденций впервые приехала сюда, посмотрели это здание, я им выложил всю историю, и мы договорились сделать какой-нибудь совместный проект, — рассказывает Алексей Липатников.
Липатников — дозиметрист и пожарный со стажем в 28 лет. Волею судеб он стал владельцем одного из тех великолепных конструктивистских зданий. Оно стремительно разрушается. Он хочет его сохранить.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
— Когда я впервые приехал в Сокол, я просто обалдел от истории этого места, настолько много там всего переплетено. Плюс, конечно, Алексей очень хорошо умеет в это погрузить. Я сразу же понял, что в Сокол надо звать Павла Отдельнова, это художник, который силен в исследовательских проектах, он очень хорошо работает с местом и со смыслами, которые это место окружают. При этом он достаточно прост в донесении своей мысли, — вспоминает куратор программы арт-резиденций Владимир Селезнев.
— После того как я сделал большой проект «Промзона», посвященный моему родному городу Дзержинску [и его химическим производствам], Володя Селезнев позвал меня сюда. Я согласился, за несколько месяцев перелопатил кучу литературы. Мы с Володей запланировали сделать инсталляцию на пять комнат. В марте [2021 года] я, уже подготовленный, впервые приехал в Сокол, чтобы набраться впечатлений, потому что когда читаешь книжки или статьи, то все кажется каким-то виртуальным, и обязательно надо подойти и потрогать вживую. Когда я приехал и увидел своими глазами эти коридоры, в каждом из которых по десять комнат, подумал: а не замахнуться ли мне на все десять? И вот с начала апреля и до осени у меня фактически не было никаких выходных, если честно, никогда прежде я так интенсивно не работал. В итоге проект разросся до 21 микрораздела. Потому что тема огромная, не раскрытая и, что главное, не имеющая художественных образов, — признается Павел Отдельнов.
Обладание атомом
— Сегодня можно говорить, что атом мирный. Но все, что происходило в 50-х годах [было направлено на создание атомного оружия], и произведения, связанные с этой тематикой, всегда оказывают большое эмоциональное воздействие на современного зрителя. Проект Павла Отдельнова реализован в поселке Сокол, там сохранилась атмосфера того времени, и, когда попадаешь в это место, оно само оказывает сильное влияние, а если ты видишь историю, талантливо рассказанную художником с помощью живописи, инсталляции, аппликации, звука, света, то впечатление многократно усиливается. А еще на экспозиции «Звенящий след» хорошо понимаешь, какая это была трагедия для многих людей, — рассуждает Вадим Евдокимов.
Не только была. Она есть, она остается.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
— Тема этого проекта — цена, которую людям, животным и растениям пришлось заплатить за обладание атомом. Тот след, о котором я говорю, имеет отношение и к сегодняшнему дню, и к нашему будущему, потому что мутации накапливаются и могут проявиться в следующих поколениях, — уточняет Павел Отдельнов.
А что же местные? Их историями об освоении атома не удивишь.
— Ходят, и с большим интересом. Плюс сами рассказывают много любопытного: у всех местных есть свои личные истории, связанные и с Течей (загрязненная радиоактивными отходами река. — Прим. ред.), и с ВУРСом, и с заводами… Я постоянно сам узнаю что-нибудь новое и тут же пересказываю это следующей группе экскурсантов. «Звенящий след» — это целостный рассказ, который передает нашу общую историю. И люди, мне кажется, идут не столько на искусство — люди идут на эту историю. И приносят с собой свои личные сюжеты, — поясняет Алексей Липатников.
Автор этих строк и сам был свидетелем, как вокруг картин Отдельнова начинался водоворот из воспоминаний.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
— В разговоре на эти темы прежде было две полярные позиции: либо крик ужаса, мол, катастрофа и апокалипсис, либо сухое хронологическое перечисление технических и научных достижений. А у Павла Отдельнова вышла человечная история, нарратив через людские судьбы. Он, конечно, все равно получился очень драматичный, но это не крик и не вопль. И, что еще важно, это не поиск виноватых, — анализирует продюсер программы арт-резиденций Анна Акимова, она сама родом из этих мест.
В ноябре выставку разобрали: холст-масло не любит отрицательных температур. Картины Отдельнов увез в Москву. К весне он подготовит авторизированные печатные копии, и в мае «Звенящий след» откроется снова, уже бессрочно.
Источник: up74.ru