Как известно, 2022 год объявлен Годом национальных культур. И этот факт является прекрасным поводом обратиться к своим истокам, вспомнить о традициях и посмотреть, а что из многовековой народной истории сохранилось, бережется и приобретает современное звучание.
Вата, глина и тряпочки
В выставочном зале МАУ «Челябинский центр искусств» работает выставка «Кукольный мир» (0+). Она является итогом конкурса, который проводился среди мастеров кукол и игрушек ручной работы. Но состязательность в нем оказалась делом второстепенным. Главное было увидеть, что творят художники, профессионалы и любители и насколько интересен этот вид традиционного промысла зрителям. Результаты самые впечатляющие: искусство живет, оно интересно и разнообразно.
Вата, глина, камыш, папье-маше, дерево, береста, лоскут, полимерная глина, войлок — все это в умелых руках превращается в шедевры. Текстильные обрядовые мотанки, игровые и интерьерные куклы, выполненные в народном стиле, глиняные игрушки, зверюшки из войлока, перчаточные и пальчиковые куклы для театра, куклы-марионетки и многое другое. Праздник детства для любого возраста. Самым младшим авторам экспонатов по 5 лет, самому почтенному народному художнику, руководителю клуба «Берегиня» Тамаре Бородулиной — 80 лет.
Условно экспозицию можно разделить на две части. Первая — традиционные народные игрушки, выполненные по всем законам жанра. Вторая — авторские работы, стилизованные на основе традиций. Несколько экземпляров находятся под стеклом: это коллекционные авторские куклы. Среди профессиональных авторов Жанна Чернева, Светлана Побегайло, Светлана Никонюк и др.
Генерал с ушами и на свинье
Отдельной историей выставки стала экспозиция Еманжелинской детской художественной школы искусств, отмеченная Гран-при конкурса. В России самой популярной в керамическом промысле считается дымковская народная игрушка. Но она далеко не единственная. По мнению преподавателя школы Надежды Луневой, есть не менее интересные направления, изучение которых является увлекательным занятием.
«То, что показали нам еманжелинцы, это явление, — говорит искусствовед центра Наталья Болотских. — Игрушки сделаны по старинным традициям. А там очень важно соблюдать все элементы и мелочи. Многие мастера работают в керамике, но так системно и так влюбленно традиционные игрушки делают только они. Хлудневская, абашевская, каргапольская игрушки — их открыли для нас еманжелинцы».
«Я, когда начинала, к хлудневской игрушке пришла через отрицание, — рассказывает Надежда Лунева. — Казалась, она такая неказистая. А потом увлеклась: чем дальше, тем интереснее. Она настолько архаичная, в ней глубокая древность. Я очень благодарна своей ученице Яне Матвиенко за открытие абашевской игрушки. Я сама на нее смотрела с сомнением. Три цвета, герои какие-то странные. Даша пришла учиться: «Надежда Дмитриевна, а можно я вот эту слеплю?» И показала генерала. Я посмотрела: какой-то ушастый генерал! Ну, лепи! У нее это так хорошо получилось! Я начала копаться в материалах и тоже увлеклась. Народная мудрость притягивает».
Абашевская игрушка на самом деле самобытна и уникальна. Она родилась в селе Абашево Пензенской области. Фигурки лепили с вытянутыми телами, короткими ножками и изящной длинной шеей. Абашевские образы зачастую носили сатирический характер, высмеивая тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Упомянутый генерал — это известное изделие. У него действительно огромные уши, и посажен высокий чин на свинью.
Руки влюбляются
В рамках выставки «Кукольный мир» прошло несколько мероприятий. Два — очень своевременных мастер-класса, потому что сейчас время подготовки к Пасхе. Традиционно наши предки фигурки ручной работы помещали в корзинки с крашеными яйцами, с которыми шли в храмы для освящения. Участники мастер-классов, которые провела Галина Карымова, педагог центра для детей, оставшихся без попечения родителей, «Гнездышко», изготовили текстильную матрешку и пасхального цыпленка. Теперь есть что положить в корзинку.
В один из дней в центре собрались авторы экспонатов и поделились своими историями о том, как игрушки пришли в их жизнь.
«Куклами занимаюсь четвертый год, могу целый день их валять, — рассказывает мастер из Копейска Елена Малкова. — Одну доделываю, уже другой образ в голове. Вроде и долго, вроде и сложно. Но настолько это меня увлекает! Как только удается свободная минутка, я иду к куклам».
«В декрете муж буквально силой заставил меня лепить, — признается художник Елена Лаврова. — С тех пор прошло уже более двадцати лет. Глина сама по себе липучая. Когда ее почувствуешь, она никогда уже не отпустит».
«Влюбляешься через руки: повторяешь, пробуешь — чувствуешь, что это твое. На всю жизнь», — подвела итог одна из мастериц, и все авторы согласились: так есть на самом деле. Традиция.
Источник: up74.ru