В Челябинске побывали с визитом разработчики федеральной системы антибуллингового мониторинга «Социальный светофор» АНО «Территория безопасности» психолог Анастасия Беренова и автор курса «Безопасность ребенка, подростка» Максим Беренов.
Много лет они посвятили изучению такого явления в школе, как травля, и борьбе с ней. В интервью «ЮП» они рассказали, откуда в школе берутся жертвы и агрессоры, как противостоять буллингу и всегда ли в этой ситуации ребенку нужна помощь взрослых.
Социальный светофор
— Пожалуй, сегодня каждый родитель опасается, что его ребенка могут начать травить в школе. А с какого возраста вообще можно говорить о таком явлении, как буллинг в детском коллективе?
Анастасия: Самая ранняя травля, которую мы разбирали, случилась в садике, детям было 3-4 года. Но там ситуацию, скорее, родители подначивали, потому что в таком раннем возрасте какие мы ориентиры детям зададим, такими они и будут пользоваться. Если же опираться на статистику, то в младших классах травля все-таки явление редкое, особенно в первом и во втором классе, когда дети знакомятся со школой, им все интересно и они настроены учиться. И если классный руководитель задал ценностные ориентиры, объединяющие класс, то травли в начальной школе не будет. Вероятность возникновения буллинга — это конец 4-го класса, связанный отчасти с первым взрослением, когда дети пробуют себя в роли подростков и начинают дерзить. А самый большой скачок травли — это, как правило, 5-6-й класс, потому что дети уходят из одной системы и переходят в другую, и если классный руководитель где-то замалчивал конфликт и были неразрешенные вопросы, то в 5-м классе они взорвутся. Если же класс был объединен коллективизмом и был дружным, то травля возможна ближе к 6-7-му классу, основанная на отрицании школы, нежелании учиться, протестных настроениях (нормальных, на самом деле, для этого возраста). Но в целом это хоть и частое, но не стопроцентное явление. Если были заданы правильные ориентиры в начальной школе и в среднем звене их подхватил педагог мудрый и гуманный, то его может не быть.
— Если ребенок по характеру скромный, тихий, добрый, то вероятность, что он может стать объектом травли, возрастает?
Максим: Это далеко не показатель. На самом деле от травли не застрахован никто, и кто конкретно в классе будет объектом буллинга, предсказать можно, только изучая коллектив целиком. Например, был случай, когда жертвой травли стал наш обученный всем навыкам словесной самозащиты ребенок, потому что учитель была возмущена, что он в 15 лет уже вожатый, получил волонтерскую книжку и работает, и поэтому насмехалась над ним. Типы травли ведь тоже бывают разные. Например, за «инаковость», когда ты отличаешься от других и становишься объектом для насмешек.
Анастасия: Поэтому мы на средства от Фонда президентских грантов и разработали систему «Социальный светофор» и презентуем ее в 17 городах России. С ее помощью мы учим педагогов и школьных психологов определять тип системы школьного коллектива, в которой находится ребенок, и тип травли. Только после этого можно принимать какие-то решения. Например, травля, возникающая в зеленом, желтом секторах светофора, ситуационная: дети неудачно пошутили над одноклассником, потому что не умеют шутить. Их обучили нормальным здоровым диалогам, и конфликт исчерпан. Наша разработка помогает систематизировать решения и подбирать их верно с помощью тест-системы. Она опубликована на сайте безтравли.рф. и доступна для педагогов, психологов, родителей. Ели тест-опросник не дал нужных результатов, мы просим обращать к нам напрямую за бесплатными консультациями.
— Жертвой травли может стать каждый, а как дети оказываются в роли агрессоров? Распространено мнение, что такое поведение идет из семьи.
Максим: В нашем сознании плотно укоренилось, что индикаторы травли — это моральные уроды, нехорошие люди. Ничего подобного. Во многих случаях они считают себя воинами света и борцами за добро. В некоторых состояниях коллектива такие дети просто не видят иных способов добиться справедливости или защитить себя либо просто о них не знают. И здесь будет достаточно тяжелый прогноз, потому что они искренне считают, что бьются за справедливость.
Но, конечно, очень часто внутреннее напряжение, которое приводит к сбросу агрессии, идет именно из семьи. Ребенок транслирует на коллектив пример родителей-агрессоров. Впрочем, бывает и обратная ситуация: ребенок, на которого кричат и которого бьют в семье, становится жертвой и дома, и в классе, так как у него формируется колоссальная неуверенность в себе.
Еще один вариант: в семье все более-менее благополучно, но в школе задан высокий уровень внутреннего напряжения, связанный с конкуренцией за успеваемость. Такое, например, часто бывает в элитных учебных заведениях. Это приводит к эмоциональному взрыву ребенка и выплеску агрессии. Так что причины бывают самые разные.
Анастасия: Проблема в том, что в условиях ковидного времени у детей нет физических способов сбросить жизненную энергию. В школах их заставляют сидеть в одном классе, потоки не смешиваются. В итоге дети неумело выливают внутреннее напряжение. На самом же деле детям физическую энергию нужно элементарно «выбегивать». Физические столкновения будут неизбежны, если эта энергия зажата.
— Значит, отдавать в секции борьбы, бега, плавания?
Анастасия: Нет, это не взаимозаменяемые вещи. Дети в секции ходят под руководством тренера, который указывает, сколько и куда нужно плыть или бежать. И только на прогулке, в дружеской борьбе, уличных физических нагрузках, которые ребенок сам придумывает, он учится управлять своими эмоциями, сбрасывать агрессию, проходит опыт физического взаимодействия с миром. Это навык нормального гормонального обмена, здоровой коммуникации. Поэтому очень важно детям сбрасывать напряжение через тело: потопать, похлопать, покричать, палкой воздух побить. Вы удивитесь, но в большинстве случаев травля сходит на нет в классах, которые после школы элементарно гуляют на школьной территории всем коллективом. Статистика это неуклонно показывает.
Не смотри в глаза
— Если ситуация травли все-таки сложилась, какие практические методы помогут противостоять агрессору?
Максим: Формы словесной самозащиты можно выучить, но самое главное — это сохранить спокойствие (не равно игнорированию). Если человек тебя хотел обидеть и ты обиделся, то уже проиграл. Есть специальные техники, которые позволяют оставаться спокойными. Это дыхательная гимнастика: 4 секунды вдох, 4 секунды пауза, 4 секунды выдох, 4 секунды пауза. Такая гимнастика в том числе снимает сильнейшую физическую боль. Еще совет: когда на вас идет словесный поток с яростью, презрением, с фальшивым добродушием, чтоб вас задеть, не смотрите человеку в глаза, смотрите ему в переносицу. 90 % эмоционального удара до вас просто не дойдет. Вы остались спокойными, а теперь у вас уже есть выбор, какую словесную форму применить, какую стратегию в конфликте выбрать. На нашем сайте представлено для этого много бесплатного материала, отличные плакаты с конкретными фразами.
Анастасия: Детей нужно и важно учить самостоятельно решать конфликты. В их способе мышления заложено, что их картина мира — это «абсолютно» (впрочем, так думают и многие взрослые). Поэтому очень важно детям показать конфликт другими глазами. Например, есть упражнение «Мир глазами Чебурашки»: ребенка сажают рядом с игрушкой Чебурашкой и школьным психологом и просят нарисовать, что он видит в комнате. Затем его просят нарисовать эту же комнату глазами Чебурашки, а затем глазами школьного психолога. Если использовать это упражнение в конфликтологии, можно научить ребенка смотреть на ситуацию глазами других участников, подумать, как он бы себя вел на их месте. Хорошо использовать и вопрос: если бы ты был школьным психологом, что ты мог бы посоветовать в этой ситуации? Роли могут быть другие, реальные: Маша, Вася, Катя, родители Кати. Такое упражнение дает порой очень неожиданный выход из ситуации (кроме ситуации, когда работа ведется только с пострадавшим ребенком при полной неготовности остальных участников решать конфликт, даже свидетелей).
— Какова вероятность, что ребенок самостоятельно справится с травлей, и в каких случаях однозначно нужно вмешательство взрослых?
Максим: Ребенок может самостоятельно погасить конфликт только на начальном этапе, пока это не переросло в ярко выраженный буллинг. Поэтому очень важно донести до детей, что о случаях травли, происшествий в школе нужно рассказать, чтобы они не ушли в неуправляемую историю. При этом есть такие типы буллинга, при которых без помощи взрослых справиться совершенно невозможно: это распускание слухов, абсолютно небезобидная вещь, особенно если они ушли в сеть. При распускании слухов в коллективе создается столько новых очагов напряжения между одной группировкой, второй, третьей и классным руководителем, что становится тяжело увидеть первопричину — человека, который всех стравил. И только нудная работа по восстановлению картины покажет, что никто никому не враг, просто есть один интриган.
Анастасия: Поддержка родителей тоже может быть разной. Это не всегда физический визит в школу. Это может быть информационная и моральная поддержка. Если ребенок благодаря ей справился с конфликтом, с зачатками травли, у него очень сильно повышается самооценка. Он перенимает новый жизненный стратегический опыт. Помочь в решении конфликта также можно попросить школьного психолога, который может использовать между участниками конфликта медиативные техники (они применимы, если только обе стороны готовы решать конфликт).
Против любого контроля
— Очень часто дети, особенно подростки, умалчивают о проблемах в школе. Дайте совет родителям, как в таком случае разговорить ребенка.
Максим: Подросток не говорит ничего родителям — а почему, вы задумывались? Наше исследование показало очень неожиданную вещь: оказывается, подростки берегут родителей, не хотят, чтобы они расстраивались, и не хотят, чтобы родители их жалели. Жалость очень унижает. Важно верить в ребенка, видеть его силу и сочувствовать, но не жалеть.
Анастасия: Второй момент, почему не рассказывает ребенок, это сепарация. Она нужна ему в определенном возрасте, это нормально. Это его нужный этап взросления. Рассказывать абсолютно все – это тоже нарушение границ. Во всем должна быть мера. Это мы говорим о подростках. В целом дети не говорят о конфликте по разным причинам: либо им небезопасно сказать, либо они не понимают, что происходит, либо они попали в шоковое переживание и им настолько дискомфортно, что они не могут это выразить словесно. Поэтому, если ребенок на вопрос «Что нового в школе?» отвечает только «нормально» или ходит хмурый, это должно насторожить. Если даже травли нет, то, может, ему просто дискомфортно в среде, может, он не справляется с программой, может, есть неврологические нарушения, физиологические и гормональные. И это тревожные звоночки.
Если ребенок замкнулся, то очень важно вытащить его из этого состояния. В этом поможет буферный взрослый (это крестный, дядя, психолог, друг семьи, тренер, старший брат). Пусть он поговорит с ним. Ребенку проще рассказать буферному взрослому о проблемах, чтобы не расстраивать родителей, чтоб продолжать себя считать взрослым и самостоятельным. И это доверенное лицо, только видя, что ситуация выходит из-под контроля, уже сообщает о ней родителям.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Выудить у ребенка помладше информацию можно в игровой форме. Попросите его представить, что его школа — это, например, Хогвартс из фильма «Гарри Поттер» и кто в какой роли в ней будет. И тут выясняется, что эта учительница ассоциируется со злодеем Волан-де-Мортом, а этот педагог — добрый волшебник Дамблдор, потому что защитил весь класс. Таким образом, можно увидеть отношение ребенка к участникам образовательного процесса. Так можно режиссировать любимый мультфильм или фильм.
Еще прекрасно раскрывает ребенка игра в зомби-апокалипсис. Мы просим представить его, кто как будет себя вести, случись он в классе. В итоге от ребенка идет просто поток информации и образов. Вы сами можете придумать игру по тем сюжетам, которые интересны ему: аниме, фильмы и т.д.
— Сейчас широко распространяется такое явление, как кибертравля. В интернете ребенок остается с проблемами один на один. Как родителям в этом случае контролировать ситуацию?
Анастасия: Детей невозможно контролировать в интернете, и мы категорически против любой темы родительского контроля. В нашей практике был случай, когда мама пришла на консультацию и жаловалась, что ее дочь стала зарабатывать в школе: продавать сетевое время. У школьницы просто не стояла система родительского контроля, она прошла курс по безопасности в сети, поэтому дети, у которых система стояла, стали у нее покупать время в интернете. К чему этот пример? Дети все равно вас обхитрят и обойдут. А доверие, которое будет разрушено после первого же случая прочтения переписки, не восстановится никогда.
Поэтому вместо установки на телефон ребенка различных систем, гораздо важнее выстроить безопасную стратегию поведения. Сказать ребенку: я не читаю твою переписку, не слежу за тобой в соцсетях, но в таких-то случаях ты обращаешься ко мне с вопросами.
Максим: Нельзя забывать, что в отличие от реальной жизни человека в интернете нельзя избить, убить или изнасиловать. Физически там действительно безопаснее. И если в сети возникает травля, то в большинстве случаев это перенос реального школьного конфликта в мир виртуальный. В 70 % случаев это именно так.
Источник: up74.ru