Вид на Каслинский завод. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
С высоты колокольни Успенской церкви он снял панорамы заводского поселка с прямыми улицами зажиточных домов, маковками храмов и заводом в окружении озер и перелесков.
В Касли фотограф попал в самом конце августа или начале сентября. Его поездка по Уралу началась с Перми. В газете «Пермские губернские ведомости» 19 августа 1909 года сообщалось: «17 августа с пассажирским поездом, в особом служебном вагоне Николаевской железной дороги прибыл в Пермь фотограф С.М. Прокудин-Горский, которым производятся фотографические снимки видов Урала. В Перми фотограф пробудет 2-3 дня и поедет дальше. Все виды предназначены для альбома, который будет поднесен наследнику-цесаревичу».
Из Перми фотограф отправился в Екатеринбург, посетил Верхотурье, Каменский, Нижнетагильский, Березовский заводы. После этого С.М. Прокудин-Горский поехал на Южный Урал. Он сделал снимки Каслинского, Кыштымского, Верхнеуфайлейского заводов, заехал в Челябинск, затем фотографировал Златоуст, 12 сентября 1909 года на станции Вязовой на снимках уже заметен снег. Видимо, ранняя зима и увядание природы заставило фотографа перенести съемки, он вернулся на Южный Урал летом 1910 года.
Значительный город
В начале XX века Каслинский завод представлял собой небольшой город. В «Путеводителе по Уралу», изданном в 1904 году, сообщалось: «Жителей в селении 16,5 тысяч, две церкви православные, одна единоверческая и женский монастырь; почта, телеграф, телефон, камеры: городского судьи, судебного следователя, земского начальника, становая квартира, больница, клуб, театр, три библиотеки, три школы, общество потребителей, общество трезвости, церковно-приходское попечительство. По внешнему виду завод имеет вид значительного города». Именно таким и предстает Каслинский завод на снимках Сергея Прокудина-Горского. На одной из фотографий, сделанных с колокольни Успенской церкви, виден и сам завод — кирпичные цеха с рядами полуциркульных окон и возвышающейся трубой.
Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод был построен тульским купцом Яковом Коробковым в 1746 году. Он вместе с отцом купил у башкир Мякотинской волости Исетской провинции за 150 рублей около тысячи квадратных верст под заводскую дачу, разведал залежи железных руд в окрестных горах и «собрал на строительство 290 душ из незаконнорожденных и не помнящих родства».
Формовка художественного литья на Каслинском заводе. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Так, на реке Касли была возведена плотина, каменная доменная печь и кричная фабрика с двумя горнами, а вокруг заводских построек появился поселок. В 1749 году на каслинском заводе был выплавлен первый металл. Вскоре завод перешел к Демидовым, а они в начале XIX века продали предприятие купцу Льву Расторгуеву. В начале XX века завод вошел в состав акционерного общества Кыштымских горных заводов.
В XVIII веке здесь лили пушки, но основной продукцией было полосовое железо, отправлявшееся в центральную Россию и на экспорт. Зимой металл на лошадях везли на Сорокинскую пристань на реке Уфе, откуда по воде на барках-коломенках товар сплавляли в Казань, Нижний Новгород и Санкт-Петербург.
Цех со вкусом
Журналист Виктор Весновский в своем путеводителе для туристов в начале XX века отмечал: «Производство завода — отливки из чугуна, как то: чаши, кувшины, сковороды, печные заслонки, чугуны, втулки для колес, камины, памятники и прочее. Особенно громкую известность завод получил своим художественным литьем, известным по всей России. Литье изготавливается по моделям известных художников: всевозможного рода группы, кабинетные вещи, вазы, подсвечники, канделябры, портсигары, пресс-папье, статуэтки, чернильницы, рамки и прочее».
Механическая мастерская для отделки художественного литья Каслинского завода. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Конечно, и Сергей Прокудин-Горский не оставил без внимания этот «бренд» каслинского завода, он посетил завод, зашел в цеха и сфотографировал работу мастеров. На одном из снимков — опрятный заводской двор, на который выходит механическая мастерская, где происходила отделка художественных изделий. Здание цеха не просто коробка, он построен со вкусом и в архитектурном стиле: кирпичный, двухэтажный, на первом этаже высокие лучковые окна, увенчанные замковыми камнями, на втором — полуциркульные, по фасаду пилястры, у входа колонны с декоративными чугунными вазами, здания опутывают электрическая провода. Спустя пару десятилетий в эпоху индустриализации в промышленной архитектуре уже не будут обращать внимание на подобные мелочи.
На заводском дворе собрались рабочие, они позируют: здесь и подростки, и мужчины средних лет, кто-то в грязных фартуках, другие — в цветных рубахах, все в кожаных сапогах и картузах. Перед ними запряженная телега с готовой продукцией.
Кони Клодта
Технология художественного литья из чугуна была освоена на Каслинском заводе в начале XIX века, чему способствовали местные условия: месторождение первосортных формовочных песков и наличие чугуна, выплавлявшегося в ваграночных печах и отличавшегося низким содержанием примесей. Сначала лили ядра, бомбы, гранаты, картечь, в 1815 году началось массовое производство чугунной посуды — кумганов, казанов, сковород, горшков, благодаря чему были сформированы опытные кадры литейщиков.
К 1830-м годам завод специализировался на выпуске бытовых предметов, половых плит, украшенных орнаментированными рельефами, ажурных решеток, оград. Мелкосерийное производство художественных отливок началось в 1844 году, был налажен выпуск садово-парковой мебели, пресс-папье с первыми образцами скульптуры малых форм, декоративных тарелок, подсвечников. В альбомах Каслинского завода скульптура малых форм, тиражировавшаяся в чугуне, называлась «художественными вещами» или «кабинетными вещами», «кабинетным литьем»: бюсты, вазы, статуэтки, скульптурные группы, подчасники, пепельницы, спичечницы, ножи для бумаг, канделябры, кронштейны, печати, рамки, чернильницы, шахматы, брелоки, памятные медали и медальоны.
Художественные вещи в формах, Каслинский завод. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
В 1850-х годах началась отливка круглой камерной скульптуры: конных групп и отдельных фигурок коней скульптора Петра Клодта. Интересно, что на фотографии Сергея Прокудина-Горского, которую он подписал «художественные вещи в формах», как раз можно разглядеть фигурки коней. Расцвет каслинского литья пришелся на конец XIX века, к этому времени сложился своеобразный стиль: наряду с барочной, классической и реалистической скульптурой были представлены произведения модерна. Каслинские литейщики воспроизводили в чугуне произведения знаменитых художников и скульпторов Николая Баха, Николая Лаверецкого, Евгения Лансере и других. К началу XX века перечень изданий в ассортименте завода насчитывал свыше 500 наименований.
В объектив фотографа попала формовочная мастерская, заставленная литейными формами, на столе можно увидеть и готовую продукцию — чугунные кувшины. Интересна еще одна деталь — электрическое освещение. Над каждым рабочим местом висит электрическая лампочка, и, несмотря на день, все они горят. На одной из фотографий — мастера за работой, они аккуратно извлекают отлитые модели из форм. К сожалению, их имена неизвестны.
Источник: up74.ru