Столице Южного Урала обещают современный, красивый и эстетичный облик. Об этом шла речь на публичном обсуждении будущего дизайн-кода областного центра.
Напомним, что в 2017 году в преддверии саммитов ШОС и БРИКС уже был уже принят дизайн-код гостевых маршрутов Челябинска. Почему потребовалось разрабатывать новый и чем он будет отличаться от прежнего?
— Дизайн-код — это некие единые правила оформления городских пространств, чтобы вывески и рекламные конструкции не портили их ансамбль, а в городе было красивее и комфортнее. Новый дизайн-код будет затрагивать не только гостевые маршруты, но и весь мегаполис, — говорит Рифат Абдрашитов, сотрудник областной универсальной научной библиотеки, координатор проекта «Дизайн-события в Челябинске». — Разработчики проекта учли четырехлетний опыт и постарались избежать просчетов.
По словам Рифата Абдрашитова, раньше в городе не хватало толкового хозяина, который бы заботился об обновлении его фасадов, видел перспективу. Внешний вид мегаполиса меняется к лучшему, об этом говорит и принятие нового генплана Челябинска, и разработка дизайн-кода.
— В облике города предъявляются повышенные требования к эстетике, снижению информационного шума от наружной рекламы, — считает Ольга Никитина, заместитель начальника по архитектурно-строительному проектированию Челябинска. — В рамках прежнего «гостевого» дизайн-кода было обновлено 38 главных улиц города, демонтировано около 4 тысяч незаконных вывесок. Он останется, но его дополнит новый, универсальный.
В Челябинске взяли за основу идеи при создании дизайн-кода Москвы. Все предложения, высказанные на встрече и в ходе онлайн-опроса на сайте управления, будут изучены и учтены.
По мнению эксперта, одними запретами дизайнерских проблем не решить: собственники помещений должны осознавать свою ответственность за то, как выглядит город, какое останется о нем впечатление. Проект нового дизайн-кода снимает ряд требований: владельцы кафе и магазинов сами могут выбрать шрифт, цвет вывесок. Но нельзя перекрывать окна, а цветовое решение должно гармонировать с фасадом.
Проект дизайн-кода представил директор победившей в конкурсе компании-разработчика «Элефант» Михаил Смирнов.
— Мы сделали правильные выводы из допущенных ранее ошибок — хаотичного оформления ограждений, вывесок и афиш, — заявил он. — В целом требования прежнего дизайн-кода выполнены, но нужен не «партизанский», а комплексный, системный подход. Нужно, чтобы была единая типология улично-дорожной сети, как транспортных магистралей, так и малых улиц. А вывески должны устанавливать с учетом статуса зданий — жилых, коммерческих, исторических. Мы понимаем, что жесткость дизайн-кода делает его невыполнимым. Поэтому он будет максимально либеральным, но с рядом вполне логичных требований по единому стилю с фасадом. Великие художники Васнецов и Врубель начинали с вывесок и создавали настоящие дизайнерские шедевры.
Как добавил Михаил Смирнов, соблюсти интересы города, жителей и бизнеса непросто, это как «пройти по тонкому лезвию», но дизайнеры постарались это сделать. Не исключено, что некоторые пожелания дизайнеров будут носить рекомендательный характер. После доработки проекта дизайн-кода его представят главе города Наталье Котовой.
Участники обсуждения предложили уйти от нынешней монохромности наружной рекламы — в мрачных черно-белых тонах, хотелось бы, чтобы город выглядел ярким, креативным. По мнению Александра Кайнова, учредителя компании «Креатив-дизайн», должна быть свобода выбора, но и единая концепция. Возникли вопросы и по оформлению вывесок госструктур, которые выпадают из общего дизайн-кода.
— Мы провели блиц-опрос предпринимателей, и далеко не все приветствуют введение нового дизайн-кода, — говорит Алексей Ларин, вице-председатель ЧРО «Опора России». — Обновление вывесок требует больших расходов и согласований, и «малые» предприниматели даже предлагали ввести мораторий на три года. Мы живем в условиях санкций, новой экономической реальности, и это надо учитывать. На мой взгляд, требования дизайн-кода должны быть максимально либеральными.
— Очень важно, чтобы предпринимательское сообщество наладило конструктивный диалог с местной властью, — считает Юрий Пономарев, инициатор сообщества «Челябдизайн». — А дизайн-код должен быть узнаваемым, чтобы идентифицировать город — каким мы его ощущаем. К примеру, Челябинск не только индустриальный центр, но и город с богатой историей и культурой.
По мнению главного художника Челябинска Павла Писклакова, председателя правления ЧРО «Союз дизайнеров России», наружная реклама должна избавиться от безвкусицы и энтропии, создаваться «в единой гамме» с обликом зданий. На это автор дизайн-кода Михаил Смирнов заявил: «В Париже на зданиях у знаменитой Вандомской площади висят два гигантских баннера, но они вполне вписываются в «историческую атмосферу». Нам тоже надо уходить от эклектики и дисгармонии, создавать единый ансамбль городской среды».
— На мой взгляд, при создании дизайн-кода города нужно опираться на лучший мировой опыт, — подытожил бывший главный художник Челябинска Сергей Шумаков. — К примеру, облик мегаполиса портят безликие серые заборы стройплощадок, почему бы их не расписать в креативном стиле? На мой взгляд, также нужно избегать вывесок на английском языке или же дублировать их на русском. Кроме того, нужны новые пилотные проекты, такие как пешеходная Кировка, чтобы жители и гости города могли ощутить неповторимый колорит города, его пульс и живую душу, чтобы захотелось приехать сюда вновь.
Источник: up74.ru