Сегодняшние медиа радикально отличаются от тех, что были до вхождения индустрии в рынок и тем более до появления интернета. Отрасль работает по новым правилам, продиктованным, в первую очередь, новыми технологиями.
Каким будет очередной эпохальный поворот в развитии медиа, что нам принесет искусственный интеллект — об этом «ЮП» поговорила с главным редактором научного журнала «Вестник ВГИК», доктором филологических наук, доцентом, спикером форума «Евразия-2022» в Челябинске Светланой Уразовой.
Физики плюс лирики
— Светлана Леонидовна, в преддверии форума вы сказали, что грядут новые технологии в медиа, основанные на связке технических и гуманитарных знаний. Что вы имели в виду?
— Речь идет, разумеется, об использовании таких высоких технологий, как искусственный интеллект (ИИ), VR-технологии, развитие которых находится пока на начальном этапе. Известно, что в настоящее время эксперименты проводятся в отношении искусственного интеллекта, апробируется, в частности, генерирование методик порождения оригинальной визуальной информации, визуализированных образов, необходимых в информационном пространстве. В России апробация ИИ ведется в рамках национальной программы «Цифровая экономика» не первый год, включая медиаиндустрию. Использование инновационных технологий ускоряет процессы производства и принципиально видоизменяет требования, предъявляемые к кадровому составу бизнес-структуры, в данном случае к журналистам, чьи знания, компетенции и навыки должны соответствовать критериям содержательности эпохи, новой реальности производства информации.
Однако это далеко не все технологические инновации, которые сегодня апробируются. Не стоит забывать о других направлениях: интернете вещей, Big Data (в журналистике даже возникло направление Data Journalism), робототехнике, грядущих квантовых технологиях, к освоению которых современным специалистам в сфере медиа следует готовиться. Как известно, модификация технологий происходит каждые два-три года. Они конвергируются, интегрируются, придают ускорение социально-экономическим процессам. Но главная их особенность в том, что современные технологии направлены на социальное развитие и общество в целом, выводя человека на новый цивилизационный уровень развития.
В эпоху коммуникационного изобилия информация становится ключевым ресурсом продвижения знаний. Приоритетную роль информации признают сегодня гуманитарии, технические специалисты, физики, синергетики, исследователи естественных наук. Это не раз подчеркивалось во время проведения в Челябинске крупнейшего в наши дни Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия–2022», участниками которого стали почти 6000 ведущих ученых, педагогов, специалистов разных профессий из 22 стран мира и 30 городов России. Вопросы понимания идущих трансформаций, диктуемых высокими технологиями, а также освоения методик формирования социально-гуманитарного пространства, проектирования стратегии развития в науке, образовании, бизнесе, в отраслевом производстве оказались в фокусе дискуссий и деловых встреч, которые развернулись на 14 тематических площадках форума. Чтобы преуспеть, современный специалист должен понимать процессы развития не только технологий, но быть сведущим и в области гуманитарных наук. И такая направленность предъявляет серьезные профессиональные требования к современным медиа, которые обеспечивают обществу познание самого себя и картины мира.
— В чем же состоит мегаконвергенция в медиа? В слиянии технологических процессов и гуманитарных наук?
— Приставка «мега» означает «всеобщий». Если рассматривать в комплексе направления внедрения инновационных технологий и каждое из этих направлений в отдельности, становится понятно, что мегаконвергенция развивается весьма активно и связана как с освоением технологических преобразований, так и с корректировкой представлений человека о бытии. В целом познавательный уровень индивидуального и коллективного сознания расширяется, но приоритетом в этом плане должны служить интеллектуально-гуманитарные и культурные ценности. Обращение к аксиологическим ценностям не громкие слова. Проявление чуткости, сочувствия, внимания, формирование потребности понимания другого человека — именно эти когнитивные особенности делают нас людьми. Может ли испытывать подобные чувства робот?
В медиаиндустрии также идут процессы мегаконвергенции. Как известно, в середине первого десятилетия 2000-х в сфере российских СМИ активно развивались процессы конвергенции, когда разные виды медиа (печатные, электронные) стали сливаться структурно, укрупнялись, вырабатывались новые методики управления и производства информации. Это было необходимо, чтобы СМИ, становящиеся бизнес-структурами, могли выжить в рыночных условиях, а появление интернета способствовало не только формированию новых медиа и иных разнообразных форм медиапродукции, но и предоставило возможность освоения новых рынков.
Благодаря этим поворотам в медиаиндустрии четко проявились экономический и пространственный (распространение) векторы развития СМИ. С моей точки зрения, развитие современных медиа, да и медиарынка в целом, основывается на пяти основополагающих векторах: технологическом, экономическом, пространственном, профессиональном, культурном. Эти векторы тесно между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Если один из них «провисает», медиасистема работает неустойчиво. В те годы появилось и понятие «универсальный журналист» — журналист, способный работать как в печатных и электронных, так и в интернет-СМИ. Кстати, именно в ЮУрГУ на факультете журналистики была создана первая конвергентная редакция, где в рамках обучения будущие журналисты осваивали навыки универсального журналиста. И такое апробирование профессии, безусловно, стало прорывом и новацией в медиаобразовании.
Но сегодня мегаконвергенция в медиаиндустрии имеет содержательно более углубленный формат. Ведь происходит слияние не только технологий и производства медиапродукции, где насыщенность информации, лексика изложения и гуманитарные представления об изменениях играют существенную роль. Одновременно внедряются Data Journalism, побуждая журналистов исследовать массовые процессы изменений, а также нейротехнологии, создаются нейросети, вводится искусственный интеллект и т.д. Масштабность преобразований в социальной жизни и в медиаиндустрии явно прослеживается. И чтобы работать с аудиторией, современному журналисту необходимо всерьез овладевать как гуманитарными знаниями, а это социология, психология, философия, так и технологическими.
Смена формата
— Мегаконвергенция и будет как раз очередным поворотом в медиаиндустрии? Какие уже пережиты?
— Внедрение инноваций (технико-технологических, идеологических, экономических, социальных) неизбежно воздействует на колебания медиарынка, видоизменяя структуру медиапространства и наполняя его новым содержанием. Обновление моделей информации приводит к медиаповороту, так как происходят коррективы семантических и бизнес-приоритетов. Это заставляет медиасистему реформироваться, а медиапрофи — обновлять свои знания, компетенции, навыки.
Если исторически рассматривать развитие СМИ, то технологический, профессиональный и культурный векторы всегда присутствовали в основе производства информации. Так развивалась печатная периодика, затем электронные медиа. Однако первым и весьма существенным медиаповоротом стало вступление советских СМИ в рынок, и это принципиально изменило модель отечественной медиаиндустрии, обозначив в ней экономический вектор. В советские времена экономика СМИ была полностью под контролем государства, тогда как развитие медиарынка поставило журналистов перед фактом получения знаний в области медиаэкономики. Западные СМИ изначально развивались в рыночной экономике.
Следующий медиаповорот возник с появлением интернета, появился формат новых медиа, затем стали развиваться и иные медиаформы, в частности, лонгрид. Расширились возможности распространения медиапродукции, в итоге пространственный вектор СМИ стал превалировать. Но освоение интернета привело к корректировке предпочтений аудитории, по отношению к традиционным СМИ фрагментация аудитории стала увеличиваться. Еще одним медиаповоротом стала конвергенция и интеграция разных видов СМИ, их гипотетическое превращение в транснациональные медиакомпании, способные работать не только на национальном рынке, но и на рынках других стран. Конвергентно-интеграционные процессы привели в том числе к корректировке концептов творческо-профессиональной деятельности в медиаиндустрии.
Фото Людмилы Ковалевой
Серьезным испытанием для медиаиндустрии стало появление социальных сетей. Нынешнее смещение интереса аудитории в социальные сети и ее пристрастие к видеостримингу, поданному нередко в упрощенной форме, стало еще одной проблемой для профессиональных медиа.
Новым медиаповоротом станет, несомненно, применение в медиаиндустрии искусственного интеллекта, освоение вариаций VR-технологий. При этом стоит учитывать, что факт пребывания человека в виртуальном мире — сложнейшая чувственно-психологическая инновация, впервые возникающая в истории человечества. Погружение в виртуальность сопряжено с корректировкой представлений человека о бытии, его самоидентификация видоизменяется, возникают и социально-психологические риски при оценке ирреальной реальности. И современной медиасистеме придется изучать методологию использования технологий виртуальной реальности, с тем чтобы обновить модели медиакоммуникаций, не потерять медиапотребителя как ведущего стейкхолдера (заинтересованной стороны. — Прим. ред.) медиарынка.
Искать «крючки»
— Как в таком случае цеплять аудиторию?
— Необходимо, как представляется, избегать формального отношения к производству информации в широком ее значении, находить интересные медиаприемы, аргументацию, чтобы увлекать и вовлекать современного медиапотребителя в информационный процесс. Технико-технологических возможностей для создания интересного медиапродукта сегодня множество. И тут важен творческий подход к профессии. Несмотря на активное развитие блогеров, то есть самодеятельного медиапроизводителя, или, точнее, «профессионала для себя», которого еще в 1980-х годах предсказал известный социолог Элвин Тоффлер, профессиональные знания, компетенции и навыки должны все-таки возобладать. За последние десятилетия профессиональный уровень отечественных СМИ в целом снизился, приоритет отдается больше внешним формам, а не содержательности информации. Теперь творческо-содержательный потенциал нужно активно набирать. Не надо забывать и о том, что впереди конкуренция медиапрофи с искусственным интеллектом. Новизна, оригинальность формы и достоверность фактов — вот знаковые категории информации. Однако к ним стоит добавить и то, что профессия журналиста проявляется в творчестве и этот творческий акт неизменно находит отражение в контексте публикуемой информации.
Источник: up74.ru