Пока коллектив только формируется и играет свои спектакли на сцене ЧГИК.
Рождение театра — это всегда непростой процесс. Как правило, коллектив собирается тогда, когда есть лидер, знающий, что он хочет делать и умеющий вести за собой людей. И очень важно, когда рядом есть единомышленники, готовые поддержать в любой момент.
Лидером нового театра, бесспорно, является режиссер Сергей Зырянов, выпускник Челябинского института культуры и режиссерского курса Николая Коляды.
– После выпуска из института я работал в детском коллективе, ставил спектакли. И мечтал о работе со взрослыми актерами, – рассказал режиссер. – И вот в родном институте группа, которая волею судьбы оказалась одним из последних актерских выпусков (затем специальность закрыли, и теперь ЧГИК готовит только режиссеров народных театров), готовилась к защите дипломов. Тогда я предложил сделать необычный спектакль – «Вишневый сад» Чехова, но без слов. Тем более, что спектакли пластического театра стремительно набирали популярность — их ставили и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Челябинске.
К счастью, я нашел поддержку у руководства института, и процесс подготовки спектакля начался. Конечно, многое я придумал еще до начала репетиций, но в процессе постоянно появлялись новые нюансы. Спектакль мы придумывали вместе с его участниками, и потом, кстати, этот принцип сохранился и на других постановках.
– Следующим опытом был «Гамлет»?
– Конечно, мы не могли обойти стороной пьесу, в которой есть слова «Дальнейшее – молчанье». Правда, к моменту начала работы над спектаклем почти все участники предыдущей постановки выпустились из института и распределились по театрам Челябинска и области. Потому состав участников набирался заново, однако получилось так, что в этой постановке были заняты в основном профессионалы – актеры драматических театров. В роли Гамлета выступал актер театра драмы имени Наума Орлова Дмитрий Олейников. Много было исполнителей из Молодежного театра: Клавдий – Вячеслав Косарев, Гертруда – Екатерина Филимонова, Лаэрт – Александр Зайцев, Полоний – Денис Саратников.
В ходе подготовки к спектаклю мне удалось найти немало интересных сведений о сюжете, который в свое время использовал Шекспир. В результате перед премьерой состоялась встреча со зрителями под названием «Гамлет, которого мы не читали». По отзывам, многим было очень интересно.
Приняла публика и сам спектакль. Нам удалось показать его несколько раз — правда, пришлось вводить на некоторые роли новых исполнителей.
– И сразу же возник новый замысел – спектакль о Дон Жуане?
— Пластический театр оказался интересен зрителю. Мы собирали полные залы, читали отзывы со словами благодарности. Потому продолжили идти в избранном направлении.
Почему Дон Жуан? Мы пытались понять, почему авторы разных эпох снова и снова обращались к этому образу. Наша сценическая версия объединяет четыре взгляда на Дон Жуана, сюжеты Мольера, Пушкина, Байрона, Шмитта и выявляет мотивы, побуждающие героев искать и добиваться любви даже вопреки здравому смыслу. Конечно, вопросов было много. Почему люди безответно влюбляются? Почему надеются вернуть предавших их любимых? Почему счастье так скоротечно? Как в борьбе за свое счастье остаться человеком и все ли можно искупить любовью?
У нас возникла уникальная коллаборация потрясающих хореографов! Конечно, основная концепция спектакля и общий рисунок разрабатывался уже сложившейся командой: режиссура, сценография – Сергей Зырянов, режиссер по пластике – Варвара Зырянова, хореограф-постановщик – Мария Лапина. Однако каждый артист, занятый в постановке, вносил свои вклад. У каждого свой стиль, свое видение прекрасного, но всех объединяло огромное желание создать новый, живой язык для общения со зрителем.
Результат получился таким — главные роли играют женщины, которые ждут любви, но встречают Дона Жуана. Их чувства, их взаимоотношения, их танец составляет основу спектакля.
– А как возникла идея спектакля «Достоевский. Пластические рассказы»?
– Мы начали ощущать себя театром. Появилось название – «Z–театр» (мы еще не предполагали, как оно станет актуально). Многие участники спектакля «Дон Жуан. Мотивы» перешли и в новый проект.
Потому было решено в год 200-летия Достоевского прикоснуться к наследию классика. И, хотя в основу сюжета лег рассказ «Кроткая», иллюстраций к конкретному произведению Достоевского в постановке искать не стоит.
Правда, выпустить спектакль в юбилейном году мы не успели. Но в этом покажем уже в третий раз!
– Вы работаете вместе с супругой — Варварой Зыряновой. Не возникают ли семейные конфликты на почве творческих разногласий?
– Главное – разделение труда. Мы заранее условились, кто отвечает за хореографическую составляющую, кто – за общий режиссерский замысел. Правда, я чаще вмешиваюсь в работу хореографов, потому что иногда рисунок танца не соответствует общей картине постановки. Но это рабочий момент, острых конфликтов не возникает никогда.
– Можно ли сказать, что театр уже сложился?
– Пока это сказать сложно. Сегодня у новых коллективов масса проблем. Где репетировать? Где выступать? Где найти финансирование проектов? Пока я очень благодарен институту культуры, который позволяет нам играть на сцене учебного театра. Однако у вуза тоже есть свои планы, есть расписание, учебный процесс. Мы находим компромисс.
Фото предоставлены «Z–театром».
Источник: vecherka.su